Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ереминым К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Торговый Центр-Д" об оспаривании результатов определения кадастровой нежилых помещений и земельного участка, УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый Центр-Д" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9 и земельного участка с кадастровым номером *.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 в размере 17 747 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 1 828 000 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 18 066 000 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 2 681 000 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 11 063 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 12 038 000 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 4 068 000 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 10 561 000 рублей, *9 - в размере 2 175 000 рублей и 93 915 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "БлицСервис".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 59 064 528 рублей 68 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 6 923 141 рубля 88 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 60 066 380 рублей 09 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 3 288 387 рублей 98 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 13 432 234 рублей 32 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 14 606 826 рублей 96 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 4 973 642 рублей 62 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 12 826 383 рублей 83 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8; 2 670 799 рублей 64 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9; и арендатором земельного участка с кадастровым номером *, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 138 391 984 рублей 74 копеек.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ООО "Торговый Центр-Д" Котов М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Пуговкина А.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Торговый Центр-Д" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1, л.д. 45-75).
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 59 064 528 рублей 68 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 6 923 141 рубля 88 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 60 066 380 рублей 09 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 3 288 387 рублей 98 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 13 432 234 рублей 32 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 14 606 826 рублей 96 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 4 973 642 рублей 62 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 12 826 383 рублей 83 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8; 2 670 799 рублей 64 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 77-85).
Административный истец также является арендатором земельного участка с кадастровым номером * (договор аренды - т. 1, л.д. 25-44). По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 138 391 984 рублей 74 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 76).
Административный истец ООО "Торговый Центр-Д" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельный участок, расчет которой производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Торговый Центр-Д" как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 12 августа 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Торговый Центр-Д" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений были представлены отчеты, подготовленные ООО "БлицСервис", в которых по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена в размере 17 747 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 1 828 000 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 18 066 000 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 2 681 000 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 11 063 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 12 038 000 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 4 068 000 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 10 561 000 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 2 175 000 рублей и 93 915 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ДОСТОЯНИЕ оценка и консалтинг".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и земельного участка, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена экспертом в размере 19 090 809 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 2 487 033 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 22 746 738 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 2 636 087 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 9 005 689 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 9 799 064 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 3 998 848 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 8 596 661 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 2 137 831 рубля, земельного участка с кадастровым номером * - в размере 99 108 154 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "БлицСервис", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Вместе с тем, согласно ст. 83 КАС РФ, если заключение эксперта будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту.
В связи с определением экспертом рыночной стоимости нежилых помещений без учета НДС, судом была назначена дополнительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "ДОСТОЯНИЕ оценка и консалтинг" - *.
Согласно заключению дополнительной судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2018 года действительная рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 без выделения в его составе НДС составляет 22 527 154 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - 2 934 699 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - 26 841 151 рубль, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - 3 110 583 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - 10 626 713 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - 11 562 896 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - 4 718 641 рубль, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - 10 144 059 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - 2 522 640 рублей.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя административного ответчика о том, что ООО "Торговый Центр-Д" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений и земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года безотносительно НДС.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 12 августа 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 22 527 154 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 2 934 699 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 26 841 151 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 3 110 583 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 10 626 713 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 11 562 896 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 4 718 641 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 10 144 059 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 2 522 640 рублей, земельного участка с кадастровым номером * - в размере 99 108 154 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 августа 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.