Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Ларионовой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1874/2020 по административному исковому заявлению Игнатова Дмитрия Валентиновича о признании недействующими в части Закона города Москвы N 10 от 15 марта 2017 года "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с иском об оспаривании нормативных правовых актов, просил признать недействующими:
- Закон города Москвы N 10 от 15 марта 2017 года "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к природно-жилой зоне, - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к видам разрешенного использования с цифровыми кодами 2.1.0, 2.2.0, 13.2.0, 13.3.0 в книге 13 раздела 1.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного выше земельного участка, приобрел его по договору купли-продажи от 04 мая 2017 года с целью строительства административного здания. Данный вид разрешенного использования был указан в кадастровой выписке. При получении градостроительного плана земельного участка административный истец обнаружил, что вид разрешенного использования земельного участка "для строительства административно-офисного здания" предусмотрен не был.
Как указал административный истец, изменение вида разрешенного использования земельного участка повлекло нарушение его прав как собственника земельного участка. Ввиду того, что вид разрешенного использования конкретного земельного участка устанавливается на основании Правил землепользования и застройки города Москвы, которые в свою очередь основаны на Генеральном плане города Москвы, административный истец обратился в Московский городской суд с соответствующим иском.
По мнению административного истца, несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов актам, имеющим большую юридическую силу, выражается в том, что в установленном порядке не была проведена процедура публичных слушаний.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры, представители Московской городской Думы, Мэра г. Москвы в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, представили письменные отзывы на исковое заявление. Представитель администрации поселения Вороновское в городе Москве в судебное заседание не явился, ранее направил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, оценив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 63 ГрК РФ установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В силу пункта 3 указанной нормы документом территориального планирования города федерального значения Москвы является генеральный план города Москвы, который утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти города федерального значения Москвы.
Проект Генерального плана города Москвы в части территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ был разработан по заказу Москомархитектуры Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из ч. 5 ст. 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из ч. 6 ст. 9 ГрК РФ (в ред. от 19.12.2016) подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 16 ст. 26 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план проводятся в муниципальных образованиях, на территории которых распространяются планируемые изменения. При этом, в силу ст.68 указанной нормы публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
- опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
- проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
- проведение собрания участников публичных слушаний;
- оформление протокола публичных слушаний;
- подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом установлено, что публичные слушания по проекту Генерального плана проведены в период с 24.11.2015 по 24.02.2016 г.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Новые округа" N 43 (163) от 24.11.2015, на официальном сайте префектуры ТиНАО, на информационных щитах в поселениях и городских округах ТиНАО.
Экспозиция проекта проверена с 03.12.2015 по 16.12.2015г. по адресу: г. Москва, п. Вороновское, с. Вороново, дом 31 строение 1. Собрание участников публичных слушаний проведено 24.12.2015 г. по адресу: г. Москва, п. Вороновское, пос. ЛМС, мкр. Центральный, д. 16, стр. 1 в здании МБУ "ДК "Дружба".
По итогам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" утверждены протокол публичных слушаний от 31.12.2015 N31/1 и заключение по результатам публичных слушаний от 18.02.2016, в соответствии с которыми Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы сделан вывод о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы и её соответствии законодательству Российской Федерации и города Москвы.
При этом, ни во время публичных слушаний, ни в установленные сроки после их проведения от собственника земельного участка с кадастровым номером каких-либо замечаний и возражений не поступило.
С учетом положений ч. 3 ст. 15 и ч. 1, 2 ст. 16 ГрК РФ проект внесения изменений в генеральный план города Москвы согласовывается с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с городом федерального значения Москвой, а также с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории такого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
Кроме того, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 63 ГрК РФ (в ред. от 19.12.2016) проект внесения изменений в генеральный план города Москвы подлежал согласованию с Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации, а согласование с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы не предусматривалось.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 2803-р утверждено заключение о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план города федерального значения Москвы в отношении территорий, присоединенных в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ.
Кроме того, проект внесения изменений в Генеральный план города Москвы согласован высшими исполнительными органами государственной власти Московской и Калужской областей (протокол заседания Согласительной комиссии N 1 от 17.06.2016 по урегулированию замечаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" и постановление Правительства Калужской области от 24.02.2016 N 121 "О согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы").
В последующем подготовленный проект закона об утверждении генерального плана города Москвы на рассматриваемую территорию был принят к рассмотрению Московской городской Думой, утвержден Законом г. Москвы от 15.03.2017 N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", который был направлен для подписания и обнародования Мэру Москвы.
Как следует из ч. 1 ст. 21 Закона г. Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подписанный Мэром Москвы Закон г. Москвы от 15.03.2017 N 10 был опубликован на официальном сайте Московской городской Думы, на официальном сайте Мэра Москвы, в спецвыпуске N 8 от 30.03.2017 журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также в издании "Ведомости Московской городской Думы" от 02.06.2017, N5, ст. 53.
В соответствии с Законом г. Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" регистрация Закона г. Москвы от 15.03.2017 N 10 не требовалась.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом Закон введен в действие и опубликован в установленном порядке. Процедура проведения публичных слушаний вопреки доводам административного истца проведена надлежащим образом.
Что касается Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", суд приходит к следующему.
Согласно п. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. При этом градостроительные регламенты включают в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Исходя из положений ч. 4.1 ст. 63 ГрК РФ правила землепользования и застройки города федерального значения Москвы утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы.
По проекту правил землепользования и застройки города Москвы предусмотрено проведение публичных слушаний, что следует из положений ст.31, ст.68 ГрК Москвы. Оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в Газете "Новые округа" N 43 (163) от 24.11.2015, на официальном сайте префектуры ТиНАО, официальных сайтах поселений и городских округов ТиНАО, на информационных стендах в поселениях и городских округах ТиНАО, оповещение направлено депутатам Московской городской думы и председателям Советов депутатов ТиНАО.
Экспозиция проведена с 03.12.2015 по 16.12.2015 (включительно), собрание участников публичных слушаний проведено 24.12.2015 по адресу: г. Москва, п. Вороновское, пос. ЛМС, мкр. Центральный, д. 16, стр. 1 в здании МБУ "ДК "Дружба".
По итогам проведения публичных слушаний утверждены протокол и заключение по результатам публичных слушаний от 18.02.2016, в соответствии с которыми Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы сделан вывод о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ, и её соответствии законодательству Российской Федерации и города Москвы.
Согласно ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, которое опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы и вступило в силу 14.04.2017г. По состоянию на дату издания оспариваемого постановления ГрК РФ не предусматривал обязательную государственную регистрацию нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят и введен в действие надлежащим образом и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Довод административного истца о нарушении процедуры публичных слушаний не нашел своего подтверждения.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы спорный земельный участок с кадастровым номером расположен в границах природно-жилой функциональной зоны.
В соответствии с Правилами земельный участок расположен в границах территориальной зоны со следующими видами разрешенного использования:
- Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных овощных и пр. культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (2.1.0), - Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (2.2.0), - Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений (13.2.0);
- Размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений (13.3.0).
Таким образом, установление видов разрешенного использования, предусматривающих размещение жилых домов и выращивание сельскохозяйственных культур, свидетельствует о непротиворечии расположения рассматриваемой территории в границах природно-жилой функциональной зоны.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Рассматриваемая территориальная зона относится к иным видам территориальных зон.
Несостоятельной является ссылка административного истца на необходимость осуществления проверки проекта правил землепользования и застройки сведениям Единого государственного реестра недвижимости в силу ч. 9 ст. 31 ГрК РФ, поскольку указанное положение введено Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не существовало на момент принятия оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 ГрК РФ в редакции на момент утверждения оспариваемого постановления (ред. от 07.03.2017) предусматривалось осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, которым оспариваемое постановление не противоречит.
Из материалов дела следует, что административный истец ссылается на нарушение его прав в результате заключения сделки купли-продажи 04 мая 2017 года. При этом Закон города Москвы от 15 марта 2017 года N 10 О внесении изменений в Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" опубликован 23 марта 2017 года, вступил в силу 03 апреля 2017 года, постановление Правительства N 120-ПП вступило в силу 14 апреля 2017 года. Таким образом, на момент приобретения рассматриваемого земельного участка оспариваемые нормативные правовые акты были опубликованы и вступили в силу в установленном порядке. Административный истец, проявив должную осмотрительность при заключении сделки, не мог не знать о существующем разрешенном использовании рассматриваемого земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке, опубликованы, соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, довод административного истца о нарушение процедуры публичных слушаний своего подтверждения в судебном заседании не нашел, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Игнатова Дмитрия Валентиновича о признании недействующими в части Закона города Москвы N 10 от 15 марта 2017 года "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталов
а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.