Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
с участием прокурора Левенко С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2986/2020 по административному исковому заявлению Жуманова Рустама Турдыбаевича об оспаривании постановления Правительства Москвы от 03 сентября 2018 года N 1029-ПП "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Славянский мир" с размещением транспортно-пересадочных узлов"
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором просим признать незаконным постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года N 1029-ПП "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Славянский мир" с размещением транспортно-пересадочных узлов".
В обоснование административных исковых требований указано, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились публичные слушания; при принятии проекта планировки не учитывались инженерные изыскания; оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 9, 14, 18, 41.1, 45 Градостроительного кодекса РФ, статьям 4, 5 Градостроительного кодекса города Москвы, а также Генеральному плану города Москвы.
В судебном заседании представитель административного истца, административный истец требования поддержали в полном объеме.
Представители Правительства Москвы возражал против удовлетворения требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Левенко С.В, полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, оценив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
При этом статьей 7 Закона города Москвы от 25.06.2008г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесено среди прочих утверждение документации по планировке территорий, определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
Частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - органом государственной власти города Москвы. Данная норма корреспондирует положениям статьи 40 Градостроительного кодекса города Москвы, которая предусматривает, что основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы.
Принятие решение о подготовке проектов планировки территории, их разработка, внесение на рассмотрение Правительства Москвы осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектурой) на основании пункта 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012г. N 633-ПП. При этом решения Москомархитектуры принимаются на основании решения Градостроительной земельной комиссии, которые представляют собой поручения для органов исполнительной власти города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 16.11.2010г. N 1019-ПП, постановления Правительства Москвы от 06.04.2010г. N 270-ПП.
На заседании Градостроительной земельной комиссии 29 мая 2014 года было принято решение согласиться с подготовкой проекта планировки территории, Москомархитектуре поручено обеспечить издание правового акта о разработке проекта планировки территории.
В соответствии с указанным выше решением Градостроительной земельной комиссии Москомархитектурой издано Распоряжение N 84 от 26.06.2014г. "О подготовке проектов планировки линейных объектов метрополитена", на основании которого был подготовлен рассматриваемый проект планировки территории.
По мнению административного истца, при принятии оспариваемого проекта планировки не были проведены публичные слушания, жители города Москвы, включая административного истца, были лишены возможности участвовать в обсуждении проекта.
Суд не может согласиться с приведенным доводом административного истца.
Частью 5 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено проведение публичных слушаний в следующей последовательности:
- опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
- проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
- проведение собрания участников публичных слушаний;
- оформление протокола публичных слушаний;
- подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Из текста оспариваемого постановления Правительства Москвы следует, что проект планировки касается территории Москвы (Западного и Юго-Западного административных округов) и присоединенных к ней территорий (Новой Москвы).
На территории Москвы материалы проекта планировки были направлены для проведения процедуры публичных слушаний в окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Западном и Юго-Западном административных округах, положение о которых утверждено постановлением Правительства Москвы от 07.04.2009г. N 270-ПП.
По итогам проведения публичных слушаний в Западном и Юго-Западном административных округах города Москвы оформлены протоколы публичных слушаний, а также заключения по результатам публичных слушаний, согласно которым последние признаны состоявшимися.
Что касается присоединенных территорий (Новой Москвы), в отношении которых распространяется спорный проект планировки, проведение публичных слушаний в отношении них не требовалось, что прямо предусмотрено Федеральным Законом от 05.04.2013г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 года N 560-СФ.
В силу указанных выше норм, проведение публичных слушаний не требуется в отношении объектов регионального значения, включенных в перечень, предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 14.10.2013г. N 680-ПП "Об утверждении перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с 01 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве". В данный перечень входят объекты, для размещения которых в адресной инвестиционной программе города Москвы предусматривается проведение проектно-изыскательных работ, строительство, реконструкция на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов.
Строительство объектов, предусмотренных оспариваемым постановлением Правительства Москвы, предусматривалось соответствующими адресными инвестиционными программами города Москвы: на 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 15.10.2014г. N 606-ПП и на 2019-2022 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017г. N 748-ПП.
При изложенных обстоятельствах, несостоятельным и не основанным на законе является довод административного истца об отсутствии необходимой в отношении проекта планировки процедуры публичных слушаний.
Статьей 40 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решение об утверждении проекта планировки территории принимается Правительством Москвы. Проекты планировки утверждаются нормативным правовым актом.
В соответствии со ст.19 Закона города Москвы от 20.12.2006г. "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы, которые подписываются Мэром Москвы. Правовые акты подлежат опубликованию.
Проект планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Славянский мир" с размещением транспортно-пересадочных узлов" утвержден постановлением Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года N 1029-ПП. Постановление опубликовано на сайте Мэра и Правительства Москвы, а также в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 45 от 02.10.2018г.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Москвы принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликовано в установленном порядке.
Оспаривая постановление Правительства Москвы, административный истец указал также на то, что при его принятии не учитывались инженерные изыскания. Суд не может согласиться с указанным выводом.
Правило о необходимости проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории было введено Федеральным Законом от 03.07.2016г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, отдельные законодательные акты".
При этом, частью 4 статьи 9 данного Закона было установлено, что в случае, если решение о подготовке проекта планировки территории принято до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ не предусматривала обязательность проведения инженерных изысканий для подготовки вышеуказанного проекта планировки.
Решение о подготовке проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Славянский мир" с размещением транспортно-пересадочных узлов" было принято Распоряжением Москомархитектуры от 26.06.2014г. N 84, то есть решение было принято до вступления в силу редакции Градостроительного кодекса РФ, принятой 03.07.2016г. Таким образом, проведение инженерных изысканий в рассматриваемом случае не требовалось, довод административного истца в указанной части не основан на законе.
Отклоняется судом довод административного истца о несоответствии оспариваемого постановления Правительства Москвы N 1029-ПП от 03.09.2018г. Генеральному плану города Москвы.
По мнению административного истца, предусмотренный постановлением N 1029-ПП линейный объект (линия метрополитена) проходит не там где он ранее был предусмотрен Генеральным планом города Москвы.
Генеральный план города Москвы утвержден Законом города Москвы от 05.05.2010г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы". В части территорий, присоединенных к города Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011г. N 560-МФ, Генеральный план утвержден Законом города Москвы от 15.03.2017г. "О внесении изменений в Закон города Москвы "О Генеральном плане города Москвы".
В судебном заседании представитель Правительства Москвы пояснил, что рассматриваемый проект планировки соответствует Генеральному плану, что следует из содержания Книги 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", карта "Линейные и иные объекты скоростного внеуличного транспорта федерального и регионального значения" стр.393, а также Книги 4 п.1.1 "Планируемое размещение линейных и иных объектов внеуличного и внешнего транспорта федерального, регионального значения на присоединенных территориях" стр.70.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что Генеральный план города Москвы призван определять не точное, а лишь принципиальное направление прохождения линейного объекта, он устанавливает границы зон линейных объектов как единых коридоров, а окончательное определение осуществляется на стадии подготовки проекта планировки территории, что следует из положений статьи 26 Градостроительного кодекса РФ, Закона города Москвы от 05.05.2010г. N 17.
При таких обстоятельствах, отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории. Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 24.04.2019г.
В судебном заседании административный истец и его представитель указали на наличие наиболее эффективной альтернативы развития территории, в отношении которой оспариваемым нормативным правовым актом утвержден проект планировки.
Суд не может согласиться с указанным выводом, поскольку в силу п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, опубликован, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, доводы административного истца своего подтверждения в судебном заседании не нашли, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Жуманова Рустама Турдыбаевича об оспаривании постановления Правительства Москвы от 03 сентября 2018 года N 1029-ПП "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Славянский мир" с размещением транспортно-пересадочных узлов" - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.