Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-5463/2019 по административному исковому заявлению АО "Мосфундаментстрой-6" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с иском о пересмотре кадастровой стоимости по мотиву ее недостоверности, с учетом уточнения административных исковых требований просил суд изменить установленную по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: город Москва, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 134 537 000 рублей для применения в целях, предусмотренных законодательством РФ, с 01 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором спорного земельного участка площадью 9 790 кв.м. На земельном участке расположено здание спортивно-физкультурного назначения, что подтверждается актом Госинспекции по недвижимости.
При оценке кадастровой стоимости спорный объект недвижимого имущества был отнесен к группе 6 подгруппе 6.1 (офисы), тогда как, по мнению административного истца, его следовало отнести к группе 10 (объекты социальной инфраструктуры), подгруппе 10.1 (объекты здравоохранения, культуры, искусства, физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения).
В исправлении технической ошибки административному истцу было отказано ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", в связи с чем административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества города Москвы, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" возражали против удовлетворения иска. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующем.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N от 27.12.2017г. административному истцу предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 7 970 кв.м. по адресу: город Москва, ул. для целей эксплуатации здания спортивного назначения.
Срок действия договора определен пунктом 2.1 до 30 ноября 2065 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка установлен как "спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17) (л.д.65 оборот, л.д.100).
Из акта Госинспекции по недвижимости N от 13 апреля 2018 года следует, что на спорном земельном участке расположено здание площадью 3 823, 3 кв.м.
Согласно п.6.5 Акта здание не используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, а используется по иному назначению - для размещения спортивного клуба. Данный вывод подтверждается фототаблицей, имеющейся в акте.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2018 года в размере рублей (л.д.99), утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018г. N.
Из ответа ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на запрос суда следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из отнесения его к группе 6 функционального использования "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1.
Из представленных разъяснений ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из того, что вид его разрешенного использования определен как "для размещения административных зданий". Участок отнесен к 6 группе объектов функционального использования "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий".
22 февраля 2019 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Решением от 09 апреля 2019 года в пересчете такой стоимости было отказано.
Как следует из Отчета N 2/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2018 года" к 6 группе "Объекты офисно-делового назначения" относятся здания и помещения объектов офисно-делового назначения, расположенные на территории города Москвы в относительной близости к станциям метрополитена.
Из пункта 3.1.1.6 указанного выше отчета следует, что к объектам 6 группы относятся следующие земельные участки:
- земельные участки под зданиями, в которых работают служащие, хранят и обрабатывают документы, - земельные участки под административно-офисными зданиями, - земельные участки под зданиями кредитно-финансовых и страховых организаций, банков, - земельные участки под зданиями нотариально-юридических учреждений, - земельные участки под административными зданиями.
Очевидно, что спорный земельный участок с кадастровым номером, на котором размещение здание спортивного клуба, не относится к объектам недвижимости, отнесенным к 6 группе объектов функционального использования.
Как следует из Отчета N 2/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2018 года" к 10 группе "Объекты социальной инфраструктуры", в том числе, относятся земельные участки, на которых расположены объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения".
При этом, в разделе 3.1.1.10 Отчета прямо предусмотрено, что к объектам 10 группы относятся земельные участки, на которых расположены здания и помещения клубов физической подготовки.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Пунктом 1.7. Приказа N 226 предусмотрено, что для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.
Пунктами 1.9, 1.10 Приказа N 226 установлено, что определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости.
Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Расчет кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
На территории города Москвы расчет кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года произведен ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и отражен в отчете N 2/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2018 года".
С учетом положений данного отчета, требований Методических рекомендаций, утвержденных Приказом N 226, исходя из фактических обстоятельств административного дела, учитывая акт фактического обследования, составленный Госинспекцией по недвижимости, суд полагает, что спорный земельный участок подлежал отнесению к 10 функциональной группе объектов "Объекты социальной инфраструктуры", а не к 6 группе "Объекты офисно-делового назначения".
Из ответа ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на запрос суда следует, что в случае отнесения спорного земельного участка к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры", подгруппе 10.1 "Объекты здравоохранения, культуры и искусства, физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения" кадастровая стоимость земельного участка составит 91 766 580 рублей. Подробный расчет данной стоимости представлен в ответе на запрос суда.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
Административным истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером при отнесении его к верной функциональной группе 10.1 составляет по состоянию на 01 января 2018 года 134 537 000 рублей.
Принимая во внимание, что указанная в отчете, представленном административным истцом, рыночная стоимость объекта недвижимости выше, чем его кадастровая стоимость, рассчитанная ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по запросу суда исходя из отнесения земельного участка к группе 10 объектов функционального использования, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере 91 766 580 рублей как это определено ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Судом отклоняется довод ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о невозможности рассмотрения административного дела об оспаривании кадастровой стоимости по мотиву недостоверности, поскольку положения ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают возможность обжалования решения ГБУ, которым отказано в пересмотре кадастровой стоимости по данным основаниям.
Суд отмечает, что право на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении кадастровой стоимости, прямо предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд отклоняет довод административного ответчика о правомерности отнесения спорного земельного участка к группе 6 (офисы), обоснованный ссылкой на рапорт Госинспекции по недвижимости от 02 апреля 2019 года. По мнению административного ответчика, из указанного рапорта следует, что земельный участок используется для размещения коммерческих объектов.
Суд обращает внимание, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2018 года в Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018г. N, тогда как данный рапорт составлен значительно позже, то есть спустя три месяца после того как кадастровая стоимость земельного участка была утверждена уполномоченным органом.
Кроме того, из текста рапорта однозначно следует вывод, что здание используется в соответствии с договором аренды земельного участка под эксплуатацию здания спортивного назначения.
Также несостоятельной является ссылка административного ответчика на положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Как указывает административный ответчик, объекты признаются предназначенными для размещения офисных и административных зданий коммерческого назначения, если они отвечают хотя бы одному из следующих критериев:
- расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, - фактически используются в целях делового, административного, коммерческого назначения.
Спорный земельный участок с кадастровым номером не отвечает указанным критериям. Во-первых, вид его разрешенного использования сформулирован как (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Во-вторых, определение фактического использования здания в целях делового, административного, коммерческого назначения осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", из содержания которого следует, что единственным доказательством является акт обследования, составляемый Госинспекцией по недвижимости.
В отношении здания, расположенного на спорном земельном участке, был составлен соответствующий акт. Из акта Госинспекции по недвижимости N от 13 апреля 2018 года следует, что на спорном земельном участке расположено здание площадью 3 823, 3 кв.м.
Согласно п.6.5 Акта здание не используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, а используется по иному назначению - для размещения спортивного клуба. Данный вывод подтверждается фототаблицей, имеющейся в акте.
Таким образом, доводы административного ответчика, указанные в возражениях на иск, судом проверены, они своего подтверждения в судебном заседании не нашли, полностью опровергаются имеющимися материалами дела.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Изменить установленную по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: город Москва, ул. в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: город Москва, ул. в размере 91 766 580 рублей для применения в целях, предусмотренных законодательством РФ, с 01 января 2019 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 08 июля 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.