Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Холодильник N 18" Воробьёвой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Холодильник N 18" Константинова А.Н. на постановление N 0401-1612/2019/ЮВАО-ПП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 10 октября 2019 года и решение судьи Люблинского районного суда города Москвы от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холодильник N 18", УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-1612/2019/ЮВАО-ПП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 10 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Холодильник N 18" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Холодильник N 18" Константинова А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, директор ООО "Холодильник N 18" Константинов А.Н. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что проведение выездной плановой проверки региональным органом государственного экологического контроля (надзора) в отношении ООО "Холодильник N 18" являлось незаконным, поскольку ООО "Холодильник N 18" относится к объектам IV категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, то есть к объекту, оказывающему минимальное негативное воздействие на окружающую среду; плановая проверка осуществлялась в рамках регионального государственного экологического надзора, что следует из информации, размещённой на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, данный надзор входит в перечень видов государственного контроля (надзора), при организации которых в обязательном порядке применяется риск-ориентированный подход; на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410 при осуществлении регионального государственного экологического надзора плановые проверки юридических лиц для категории низкого риска не проводятся.
В судебном заседании защитник ООО "Холодильник N 18" Воробьева И.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы "***" А.П. просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку плановая проверка ООО "Холодильник N 18" проведена по поручению прокуратуры, в рамках реализации Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды от 21 марта 2014 года.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Холодильник N 18" Воробьеву И.В, представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы "***" А.П, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы наступает за нарушение правил содержания зелёных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 КоАП города Москвы.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы установлено, что в ходе проведения в период с 07 по 19 сентября 2019 года плановой выездной проверки ООО "Холодильник N 18" по адресу: "***", установлено, что ООО "Холодильник N 18" не проводило инвентаризацию зелёных насаждений, произрастающих на территории земельного участка с кадастровым номером "***", паспорта благоустройства территории и перечётные ведомости по зелёным насаждениям отсутствуют, что является нарушением п. 7.1.23 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы".
Бездействие ООО "Холодильник N 18" квалифицировано по ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы.
В обоснование вывода о наличии события административного правонарушения положены следующие доказательства: распоряжение заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29 июля 2019 года N 1001-15/2019 о проведении плановой, выездной проверки юридического лица; акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 1001-15/2019 от 19 сентября 2019 года; протокол об административном правонарушении от 20 сентября 2019 года и другие доказательства.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы директора ООО "Холодильник N 18" Константинова А.Н. на постановление должностного лица о назначении административного наказания согласился с выводом о доказанности совершения Обществом административного правонарушения.
Вместе с тем должностное лицо и судья районного суда не учли следующее.
Согласно информации с официального сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29 июля 2019 года N 1001-15/2019 о проведении плановой, выездной проверки юридического лица в отношении ООО "Холодильник N 18" проводился государственный экологический надзор (л.д. 15-17). В п. 6 указанного распоряжения установлено, что проверка проводится с целью обеспечения требований законодательства в области защиты зелёных насаждений в соответствии со сводным планом поверок на 2019 год, размещённом на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 4 ст. 65 Закона об охране окружающей среды).
На основании п. 5 ст. 65 Закона об охране окружающей среды к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 65 Закона об охране окружающей среды федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 65 Закона об охране окружающей среды в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории, из которых IV категория относится к объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 65 Закона об охране окружающей среды).
Объекту ООО "Холодильник N 18" по адресу: "***", присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается копией свидетельства о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N "***" от "***" (л.д. 341), в связи с чем на основании п. 9 ст. 65 Закона об охране окружающей среды плановые проверки в отношении указанного объекта при осуществлении государственного экологического надзора проводиться не могут.
Таким образом, доказательства, полученные по результатам выездной плановой проверки ООО "Холодильник N 18", положенные в основу вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, являются недопустимыми.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление N 0401-1612/2019/ЮВАО-ПП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 10 октября 2019 года и решение судьи Люблинского районного суда города Москвы от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холодильник N 18" нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу директора ООО "Холодильник N 18" Константинова А.Н. удовлетворить.
Постановление N 0401-1612/2019/ЮВАО-ПП заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 10 октября 2019 года и решение судьи Люблинского районного суда города Москвы от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холодильник N18" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.