Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Абрикос Пропертиз" Лаврова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Абрикос Пропертиз" "***" В.И. на постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Абрикос Пропертиз", УСТАНОВИЛ :
20 ноября 2019 года специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮВАО (далее - Управление Роспотребнадзора) в отношении ООО "Абрикос Пропертиз" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 17 декабря 2019 года ООО "Абрикос Пропертиз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ""***"" по адресу: "***" на срок 45 (сорок пять) суток.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Абрикос Пропертиз" "***" В.И. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылается на то, что вывод эксперта о превышении на детской площадке во дворе дома "***" по улице "***" в городе Москве допустимых эквивалентных значений на 11 дБА и максимальный уровень до 2дБА в дневное время суток при работе оборудования автомойки является необоснованным, так как замеры проводились в дневное время суток в многолюдном городе, где много иных источников шума; Управление Роспотребнадзора отказало ООО "Абрикос Пропертиз" в установлении санитарно-защитной зоны по заявлению, поданному 03 июня 2018 года, так как автомоечный комплекс самообслуживания ООО "Абрикос Пропертиз" не является объектом капитального строительства; назначенное Обществу наказание в виде административного приостановления деятельности является чрезмерно суровым.
В судебном заседании защитник ООО "Абрикос Пропертиз" Лавров А.Е. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Абрикос Пропертиз" Лаврова А.Е, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В п. 1, 2 и 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 2.2.4 Физические факторы производственной среды. 2.1.8 Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, утверждёнными постановлением Госкомэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 36 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96) устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства (п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175 (далее - СанПиН 2.1.2.2801-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утверждено приложение 2.2.1/2.1.1. "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населённых мест" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно материалам дела, в период с 25 сентября по 18 октября 2019 года в ходе проведения выездной внеплановой проверки на основании распоряжения N 31-00427 от 19.09.2019 года в отношении ООО "Абрикос Пропертиз" по адресу: "***" должностными лицами Управления Роспоотребнадзора выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно:
- в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" не установлена санитарно-защитная зона вокруг объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, - автомойки самообслуживания ""***"" на 5 постов, принадлежащей ООО "Абрикос Пропертиз";
- в нарушение п. 6.3 табл. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, п. 6.1 СанПиН уровни шума при работе оборудования автомойки ""***"" в жилой комнате квартиры N "***" дома N "***" по улице "***" в городе Москве превышают допустимые эквивалентные значения на 3 дБА для дневного времени суток.
Уровни шума при работе оборудования автомойки ""***"" на детской площадке во дворе дома "***" по улице "***" в городе Москве превышают допустимые эквивалентные значения на 11 дБА, максимальные уровни до 2 дБА, что не соответствует требованиям п. 6.3, п. 12 табл. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Указанные действия ООО "Абрикос Пропертиз" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Абрикос Пропертиз" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; обращением жильцов "***" г. Москвы; распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 19 сентября 2019 года N 02-31-00427; актом проверки N 02-31-00427 от 18 октября 2019 года; экспертным заключением по результатам лабораторных и инструментальных исследований, испытаний N 31-01313 от 17 октября 2019 года; протоколом отбора образцов от 16 октября 2019 года; протоколом исследований (испытаний) измерений уровней шума и другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что вывод эксперта о превышении на детской площадке во дворе дома "***" по улице "***" в городе Москве допустимых эквивалентных значений на 11 дБА сделан без учёта того, что замеры производились в дневное время, в людном месте, является несостоятельным.
Так, согласно протоколу измерений уровней шума N 77.П01383 -19 от 16 октября 2019 года, проведённых врачом по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", уровни шума при работе оборудования автомойки ""***"" ООО "Абрикос Пропертиз" на детской площадке во дворе дома "***" по улице "***" в городе Москве превышают допустимые эквивалентные значения на 11дБА и максимальные уровни до 2дБА, согласно п. 6.3, п. 12 таб. 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96. При этом измерения производились при помощи прибора - шумомера "Экофизика 110А", заводской номер АЭ 131023, свидетельство о поверке СП 2620902, действительной до 16 апреля 2020 года, с использованием ветрозащитного устройства для микрофона; методика измерений и расстояния соблюдены в соответствии с МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях". Измерение производилось как при работе оборудования автомойки "Мойкомат", так и при выключенном оборудовании с целью определения фонового уровня. Таким образом, при определении результата измерения учитывался шум, исходящий не от оборудования автомойки.
Оснований ставить под сомнение достоверность полученных результатов уровня шума не имеется.
Равным образом доводы жалобы о том, что Обществом предпринимались надлежащие меры с целью установления санитарно-защитной зоны, однако Управление Роспотребнадзора отказало в их установлении, так как автомоечный комплекс самообслуживания ООО "Абрикос Пропертиз" не является объектом капитального строительства, не влияют на законность постановления судьи районного суда.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструированных промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, то есть любых объектов, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается санитарно-защитная зона, которая является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
На основании раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 мойка автомобилей с количеством постов от 2 до 5 относится к промышленному объекту четвёртого класса для которого устанавливается санитарно-защитная зона 100 м.
Согласно материалам дела, мойка самообслуживания ""***"", принадлежащая ООО "Абрикос Пропертиз", расположена в жилой зоне и имеет 5 постов мойки автотранспорта, следовательно, в целях устранения угрозы возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, вокруг неё должна устанавливаться санитарно-защитная зона.
Вопреки утверждению заявителя, Управлением Роспотребнадзора было отказано в выдаче разрешения об установлении санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта - автомойки самообслуживания ООО "Абрикос Пропетиз" по адресу: "***" на основании п. 27 (а) Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, из-за отсутствия сведений, предусмотренных пунктом 16 Правил, в частности из-за отсутствия информации об оценке и достоверности перечня координат характерных точек границ санитарно-защитной зоны в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, представленных в электронном виде.
Таким образом, действия ООО "Абрикос Пропертиз" правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ. С учётом обстоятельств и характера совершённого административного правонарушения менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить цели административного наказания.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Абрикос Пропертиз" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Абрикос Пропертиз" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Абрикос Пропертиз" "***" В.И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.