Судья Московского городского судья Новикова Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адвоката Б*** П.А. в интересах АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" на постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель Управления Россреестра по г. Москве К*** А.Н. N *** от 18 июня 2019 года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42", УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель Управления Россреестра по г. Москве К*** А.Н. N *** от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2019 года, АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
В настоящей жалобе защитник адвокат Б*** П.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ***, указанное в ЕГРН, предусматривает размещение офисных зданий и деловых центров; судом не дано оценки доводу заявителя о том, что исходя из положений ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ отсутствие кода и формулировки вида разрешенного использования данного земельного участка в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. N 540, позволяет использовать земельный участок с имеющимся видом разрешенного использования без внесения изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактически осуществляемыми в здании, расположенном на данном участке, видами деятельности; АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение; при назначении административного наказания не учтены положения ст.4.1.1 КоАП РФ, которые применимы к АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42", являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании законный представитель АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" генеральный директор Р*** К.А, защитник адвокат Б*** П.А. жалобу поддержали.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п.4 ст.1 Закона г.Москвы от 19.12.2007г. N48 "О землепользовании в городе Москве", все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017г. N 120-ПП, согласно п.п.2 п.1.4.2 которых, порядок применения Правил и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Исходя из п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, и на основании п. 4.2.7 принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Приведенные положения правовых норм обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель на проведение административного обследования от 01 апреля 2019 года N***, 30 апреля 2019 года в 14 часов 30 минут было проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в г. Москве, ул.***, общей площадью *** кв.м. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении указанного земельного участка между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" заключен договор аренды от 10.06.2010г. N ***. При этом вид разрешенного использования земельного участка: эксплуатация здания инженерно-лабораторного корпуса (земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). Фактически данный земельный участок используется не только в соответствии с целевым назначением, но и для размещения Бизнес-центра (офисы) и стоматологии.
Действия АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2019 года; актом административного обследования N *** от 30 апреля 2019 года; схематическим чертежом земельного участка; фототаблицей; сведениями АИС ГКН, ЕГРЮЛ; заданием на проведение административного обследования N *** от 01 апреля 2019 года, иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст.1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо Управления Росреестра по Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование вышеназванного земельного участка свидетельствует об использовании указанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42", материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалобы.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку разрешенное использование земельного участка предусматривает размещение офисных зданий и деловых центров, исходя из положений ч.4 ст.85 ЗК РФ отсутствие кода и формулировки вида разрешенного использования данного земельного участка в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. N 540, позволяет использовать земельный участок с имеющимся видом разрешенного использования без внесения изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактически осуществляемыми в здании, расположенном на данном участке, видами деятельности, в связи с чем общество не нарушало требований ЗК РФ, не могут служить основанием для освобождения АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Объектом правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. N 540, установленный вид разрешенного использования земельного участка " производственная деятельность" (код 6.0), тогда как для размещения бизнес-центра (офисов) Классификатором предусмотрен вид разрешенного использования - деловое управление (код 4.1), для размещения стоматологии - здравоохранение (код 3.4).
Таким образом, осуществление деятельности по размещению бизнес-центра (офисов), стоматологии на земельном участке с установленным видом разрешенного использования для эксплуатации здания инженерно-лабораторного корпуса (земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) возможно после изменения и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Факт использования указанного выше земельного участка не по целевому назначению подтверждается представленными в дело доказательствами.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований ст. 42 ЗК РФ материалы дела не содержат, заявителем не представлено.
Довод жалобы о том, что одновременное привлечение АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и по ч.1 ст.6.7 КоАП Москвы (нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами), является незаконным привлечением к административной ответственности, за одно и то же правонарушение дважды, основан на ошибочном толковании заявителем норм КоАП РФ и не является основанием к отмене обжалуемых постановлений. Исходя из положений ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, дважды за одно и тоже правонарушение АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" к административной ответственности не привлекалось.
Доказательств исполнения АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" требований ст. 42 ЗК РФ, принятия мер, направленных на своевременное оформление документов для изменения заявленной цели использования земельного участка в материалах дела не имеется, в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности наличия в действиях АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" состава вменяемого административного правонарушения являются обоснованными.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность решения судьи и постановления должностного лица и поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения решения судьи, постановления должностного лица административного органа.
Административное наказание назначено АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" должностным лицом в соответствии со ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, по правилам, установленным санкцией статьи и в процентном отношении к кадастровой стоимости земли с учетом п.10 ч.1, ч.3 ст.3.5 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа является справедливым и соразмерным содеянному.
Выводы должностного лица по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной должностным лицом мерой наказания, не имеется.
Оснований для изменения постановления и решения должностного лица и судебного акта и назначения АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" иного размера административного штрафа, не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих применить положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, не установлено.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" административного штрафа на предупреждение.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель Управления Россреестра по г. Москве К*** А.Н. N *** от 18 июня 2019 года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении АО "ЛЮБЛИНСКАЯ 42" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.