Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шумской И.В. на постановление заместителя начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 14 февраля 2019 года, решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 27 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Шумской Ирины Васильевны: ИНН 672303568453, ОГРНИП 316673300076814, адрес регистрации: Смоленская обл., г. Гагарин, ул. Красноармейская, д. 54, кв. 20, УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 230 заместителя начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 14 февраля 2019 года ИП Шумская И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 27 июля 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Шумской И.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми актами, Шумская И.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, со ссылкой на то, что факт осуществления трудовой деятельности выявленным иностранным гражданином в интересах ИП Шумской И.В. не доказан; место на ярмарке нестационарным торговым объектом не является, а является частью ярмарочного комплекса, принадлежащего ГБУ "Московские ярмарки", вследствие чего ответственность за данное административное правонарушение должно нести ГБУ "Московские ярмарки", что подтверждается материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении гражданина **** Республики Сейфуллаева Ш.С.оглы.
В судебное заседание Шумская И.В. явилась, доводы жалобы поддержала в полном объёме, дополнительно пояснила, что гражданин Азербайджанской Республики Сейфуллаев Ш.С.оглы, является её супругом, за торговым прилавком находилась в тот день сама она (Шумская И.В.), а Сайфуллаев Ш.С.оглы находился вне ярмарочного комплекса на улице около их автомобиля, из которого по мере необходимости приносил товар (овощи и фрукты). Приехавшие сотрудники полиции сначала проверили у Сайфуллаева Ш.С.оглы документы, потом угрозой заставили его зайти внутрь ярмарочного комплекса, где сфотографировали его на торговом месте N 5 за прилавком с арбузами, в то время как она (Шумская И.В.) осуществляет торговлю на торговом месте N 7, где продает лишь овощи и фрукты, бахчевых культур у неё никогда не было.
Проверив материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ наступает за несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Статьёй 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период и учитываются при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации. При подготовке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта Российской Федерации вправе направлять соответствующие предложения.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличение или уменьшение размера указанной квоты и установление ее резерва осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.
Подпунктом "д" пункта 1 постановления Правительства РФ от 14.12.2017 N 1467 "Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность в отдельных видах экономической деятельности" допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации торговлю розничную в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) на 2018 год установлена в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Как следует из материалов настоящего дела, 21 сентября 2018 года в 11 час. 20 мин. по адресу: г. Москва, ул. Новопеределкинская, влад. 14А, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве был выявлен факт привлечения ИП Шумской И.В. в нарушение требований ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 1 постановления Правительства РФ от 14.12.2017 N 1467 "Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность в отдельных видах экономической деятельности" к осуществлению трудовой деятельности в городе федерального значения Москве в качестве продавца розничных товаров (овощей и фруктов) на нестационарном торговом объекте гражданина **** Республики Сейфуллаева Ш.С.оглы.
Указанные действия ИП Шумской И.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Шумской И.В. указанного административного правонарушения и её вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении в котором изложены вышеуказанные обстоятельства его совершения; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания и осуществления трудовой деятельности, транспортного средства от 21 сентября 2018 года N 244; протоколом осмотра территории от 21 сентября 2018 года с фототаблицей; рапортами инспекторов ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве; протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2018 года в отношении гражданина **** Республики Сейфуллаева Ш.С.оглы; письменными объяснениями Сейфуллаева Ш.С.оглы; постановлением врио заместителя начальника отдела - начальника ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВЛ России по г. Москве от 21 сентября 2018 года, которым Сейфуллаев Ш.С.оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации от 27 сентября 2018 года; иными материалами.
Данные доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими нарушение ИП Шумской И.В. требований ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 1 постановления Правительства РФ от 14.12.2017 N 1467 "Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность в отдельных видах экономической деятельности", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, оснований не доверять им не имеется.
Наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к физическим лицам, призванным соблюдать требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Каких-либо замечаний и возражений относительно действий сотрудников полиции стороной защиты не заявлялось, материалы дела, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат, с жалобой на действия сотрудников полиции в компетентные органы ИП Шумская И.В. также не обращалась.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Также обоснованно судьёй районного суда положена в основу вывода о виновности ИП Шумской И.В. во вменённом ему административном правонарушении имеющаяся в материалах дела фототаблица, которая содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое при рассмотрении судьёй районного суда дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ получило надлежащую оценку.
То обстоятельство, что на фототаблице гражданин ***** Республики Сейфуллаев Ш.С.оглы стоит около прилавка с арбузами, в то время как ИП Шумская И.В. осуществляла 21 сентября 2018 года торговлю овощами и фруктами, не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в инкриминируемом ей деянии. Из протокола об административном правонарушении от 21 сентября 2018 года, составленном в отношении Сейфуллаева Ш.С.оглы, а также из постановления от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, вынесенном в отношении Сейфуллаева Ш.С.оглы следует, что 21 сентября 2018 года в 11 час. 20 мин. по адресу: г. Москва, ул. Новопеределкинская, влад. 14А, гражданин **** Республики Сейфуллаев Ш.С.оглы осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца на торговом месте, являющимся нестационарным торговым объектом, а именно осуществлял продажу овощей и фруктов.
Доводы жалобы о том, что место на ярмарке нестационарным торговым объектом не является, а является частью ярмарочного комплекса, принадлежащего ГБУ "Московские ярмарки", вследствие чего ответственность за данное административное правонарушение должно нести ГБУ "Московские ярмарки", что подтверждается материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении гражданина **** Республики Сейфуллаева Ш.С.оглы, подлежат отклонению, поскольку основаны на собственном толковании заявителем норм действующего законодательства.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьёй районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины ИП Шумской И.В. в его совершении, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе, не установлено.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершённое административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 14 февраля 2019 года, решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 27 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Шумской Ирины Васильевны оставить без изменения, жалобу Шумской И.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.