Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "МИП-Строй N1" по доверенности Земсковой Т.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N *** от 17 сентября 2018 года, на решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "МИП-Строй N1", установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N *** от 17 сентября 2018 года ООО "МИП-Строй N1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Солнцевский районный суд города Москвы, решением которого 11 марта 2019 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ООО "МИП-Строй N1" по доверенности Земскова Т.А. обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым на момент проведения проверки 17 июля 2018 года в местах расположения поврежденных деревьев по указанному в постановлении адресу строительно-монтажные работы обществом и его субподрядными организациями не выполнялись; согласно схеме разграничения работ по благоустройству станции "Новопеределкино" Калининско-Солнцевской линии метро от станции "*** " до станции "*** " границы работ подрядной организации, проводившей работы в районе Боровского шоссе, д. 39, ограничиваются бордюрным камнем тротуаров, в связи с чем общество не является субъектом вмененного ему правонарушения; протокол об административном правонарушении должностным лицом неправомерно составлен в отсутствие защитника общества.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель МИП-Строй N1", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Маматказина Р.М, поддержавшего в полном объеме приведенные выше доводы жалобы, настаивавшего на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, прихожу к следующему.
А дминистративная ответственность по ч. 1 ст. 4.1 8 КоАП г. Москвы наступает повреждение зеленых насаждений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Частью 2 ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы административная ответственность установлена за те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Статьей 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст.1 Федерального закона РФ от 10 января 2001 года N7- ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 1 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" определено, что защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
В силу ст. 2 того же Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17, защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Согласно ст. 7 Закона Москвы о от 05 мая 1999 года N 17, на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных ст. 3 настоящего Закона; складировать различные грузы, в том числе строительные материалы; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
П унктами 9.1, 9.3 и 9.5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП определено, что правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны, в числе прочего, обеспечить сохранность насаждений; на озелененных природных территориях запрещается рвать цветы и ломать ветки деревьев и кустарников, добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения; юридическим и физическим лицам запрещается самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
В соответствии с пунктами 1, 4.5.6, 4.5.13 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; функции по реализации государственной политики в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, охраны и рационального использования городских почв, охраны и использования зеленого фонда, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в сфере регулирования отношений недропользования; полномочия в области охраны окружающей среды, переданные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с соглашением о передаче части своих полномочий; Департамент осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по проведению мониторинга состояния зеленых насаждений на территории города Москвы; ведению реестра зеленых насаждений.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 09.20 час. 17 июля 2018 года в ходе планового (рейдового) осмотра озелененной территории по адресному ориентиру: ***, сотрудниками ГКУ г.Москвы "Дирекция Мосприроды" выявлено, что в нарушение требований ст.ст.2, 7, 9 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", п.п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, в ходе осуществления производства работ подрядчиком ООО "МИП-Строй N1" на основании ордера на проведение земляных работ N*** от 20 марта 2018 года допущены повреждения наземной части 4 деревьев различного породного состава, а именно: 1 дерево породы клен остролистный, 1 дерево породы ясень обыкновенный, 2 дерева ивы белой, при этом, места повреждений оголены (не закрашены краской), поврежденные деревья живые, признаков аварийности и (или) сухостойности визуально не имеют, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
Факт совершения ООО "МИП-Строй N1" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, актом проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды от 17 июля 2018 года, которым по адресу: ***, зафиксированы повреждения механическим путем 4-х деревьев различного породного состава, а именно: 1 дерево породы клен остролистный, 1 дерево породы ясень обыкновенный, 2 дерева ивы белой, при этом, места повреждений оголены (не закрашены краской), поврежденные деревья живые, признаков аварийности и (или) сухостойности визуально не имеют; фотоматериалом, которым зафиксированы указанные повреждения 4-х деревьев; выданным ООО "МИП-Строй N1" ордером на проведение земляных работ N*** от 20 марта 2018 года, сроком действия до 31 мая 2018 года; актом приема-передачи ООО "МИП-Строй N1" земельного участка по вышеназванному адресу; схематическим чертежом данного земельного участка с наличием на нем зеленых насаждений; договором N*** от 19 октября 2017 года на выполнение подрядных работ, заключенным между заказчиком АО "*** " и подрядчиком ООО "МИП-Строй N1"; графиком строительно-монтажных работ; актом приема-передачи земельного участка с адресным ориентиром: г..***, с условным номером земельного участка *** ; протоколом об административном правонарушении от 28 августа 2018 года в отношении ООО "МИП-Строй N1", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.18 КоАП г..Москвы, указаны нормы Закона и нормативных актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о месте и времени составления протокола законный представитель общества извещен надлежащим образом, путем направления посредством почты уведомления о явке на составление протокола на 09.00 час. 28 августа 2018 года, полученное представителем общества Гусевым А.И. под расписку 06 августа 2018
года, о чем свидетельствуют копии текста указанного уведомления и почтовое уведомление о вручении заказной корреспонденции (л.д. ***), протокол составлен в отсутствие привлекаемого к ответственности юридического лица, копия протокола для сведения направлена посредством Почты России по месту нахождения общества, что подтверждено документально, протокол содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования земельного участка, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Представленная в материалы дела фототаблица содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки, является приложением к акту обследования территории, в котором имеется указание на ведение фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, и в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое при рассмотрении жалобы на постановление получила надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
Учитывая, что ООО "МИП-Строй N1", будучи подрядчиком на основании договора N*** от 19 октября 2017 года на выполнение подрядных работ по объекту Калининско-Солнцевской линии, в ходе производства работ в соответствии с ордером на проведение земляных работ N*** от 20 марта 2018 года на земельном участке с условным номером *** с адресным ориентиром: ***, принятом во временное владении и пользование актом приема-передачи 01 марта 2017 года, допустило повреждения механическим путем 4-х деревьев, что является нарушением требований ст.ст.2, 7 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.18 КоАП г.Москвы.
Ввиду изложенного, а также отсутствия допустимых и достаточных доказательств производства работ в момент выявления административного правонарушения - в 09.20 час. 17 июля 2018 года на озелененной территории по адресному ориентиру: ***, субподрядными организациями, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что ООО "МИП-Строй N1" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО "МИП-Строй N1" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих содержание зеленых насаждений, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине.
ООО "МИП-Строй N1", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление N*** от 17 сентября 2018 года, которым ООО "МИП-Строй N1" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены нормы Закона, нарушение которых вменяется обществу, указан перечень добытых по делу доказательств, копия его для сведения направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, не явившего на рассмотрение дела, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения.
Приведенные доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежания административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Несогласие стороны защиты с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми постановлением и решением должностных лиц административного органа и решением судьи районного суда, вынесенными с соблюдением требований КоАП РФ, не является основанием к их отмене.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа с учетом материального положения общества, его законный представитель не лишен возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу распределено верно, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда по настоящему делу, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N*** от 17 сентября 2018 года, решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "МИП-Строй N1" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Земсковой Т.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.