Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лапова А.Е. в защиту Юсупова Р.А.угли на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 24 января 2020года, которым
гражданин Республики Узбекистан Юсупов Рустам Алишер угли, ***** года рождения, уроженец Республики ****, проживающий по адресу: *****, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, УСТАНОВИЛ:
24 января 2020 года инспектором ОМК ОМВ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве капитаном полиции Зубковым Д.М. в отношении гражданина Республики **** Юсупова Р.А.угли был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами переданы на рассмотрение в Зюзинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На данное судебное постановление защитником Лаповым А.Е. подана жалоба, в которой постановлен вопрос об отмене указанного постановления, ссылаясь на чрезмерную суровость наказания, назначенного без учёта личности Юсупова Р.А.угли, назначение последнему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на личную безопасность и создаёт угрозу уголовного преследования, что нарушает ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; возращение в страну гражданской принадлежности создаст опасность для жизни и здоровья Юсупова Р.А.угли, поскольку последний принадлежит к гражданам нетрадиционной сексуальной ориентации; Юсупов Р.А.угли ходатайствовал о предоставлении ему убежища на территории Российской Федерации и до окончательного разрешения данного вопроса вправе не покидать территорию Российской Федерации.
Юсупов Р.А.угли и защитник Лапов А.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались путём направления судебных повесток заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ ****, ****) по указанному в жалобе адресу для направления почтовой корреспонденции: г. Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, стр.2, офис 225, однако за получением повестки по извещениям организации почтовой связи не явились, в связи с чем указанные почтовые отправления были возвращены обратно в суд за истечением срока хранения.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, считается извещённым о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утверждённых приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (пункт 6 Постановления).
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Юсупова Р.А.угли и защитника Лапова А.Е.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не нахожу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судьёй районного суда и усматривается из материалов настоящего дела, 24 января 2020 года в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Черноморский б-р, д. 18, кв. 40, при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве был выявлен гражданин Республики ***** Юсупов Р.А.угли, прибывший на территорию Российской Федерации 13 апреля 2018 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания (13 ноября 2019 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, а также находился без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Юсупова Р.А.угли подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортом инспектором ОМК ОМВ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве ; письменными объяснениями Юсупов Р.А.угли ; копией паспорта гражданина Республики **** на имя Юсупова Р.А.угли; сведениями из АС ЦБДУИГ; справкой о проверке по базе данных МВД России по ЦУП.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Приведённые выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Юсупова Р.А.угли события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы защитника Лапова А.Е. о невозможности выдворения Юсупова Р.А.у. за пределы РФ со ссылкой на принадлежность Юсупова Р.А.у. к социальной группе ЛГБТ и о законности его нахождения на территории Российской Федерации до 13 апреля 2020 года, поскольку до данной даты он вправе обжаловать решение должностного лица об отказе в предоставлении временного убежища в суд, не могут повлечь отмену или изменение оспариваемого судебного постановления в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" беженцем признаётся лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне-обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона лицо, подавшее ходатайство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению данного территориального органа покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О беженцах").
В силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона "О беженцах" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Установлено также, что до принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные статьёй 6 и статьёй 8 настоящего Федерального закона "О беженцах", в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц (ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О беженцах").
В развитие приведенных законоположений постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" утверждён Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно п. 2 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трёх месяцев со дня подачи заявления.
В соответствии с п. 4 Порядка на время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Федеральной миграционной службы (ныне - УВМ МВД России) выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
Пунктом 5 Порядка установлено, что справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.
Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что Юсупов Р.А.угли 13 августа 2019 года обратился в ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
Решением, утверждённым заместителем начальника ГУ МВД России по г. Москве - начальником полиции генерал-майором полиции *****. 31 октября 2019 года, в удовлетворении данного ходатайства отказано на основании подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Данное решение Юсупов Р.А.угли обжаловал вышестоящему должностному лицу, однако решением N 1549, утверждённым начальником ГУВМ МВД России генерал-майором полиции *****, в удовлетворении жалобы отказано, решение от 31 октября 2019 года оставлено без изменения.
Сведений об обжаловании указанных решений должностных лиц МВД России в суд общей юрисдикции в материалах дела не имеется и защитником к настоящей жалобе не приложено.
Таким образом, на дату выявления административного правонарушения - 24 января 2020 года Юсупов Р.А.угли в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении временного убежища не обращался, в производстве суда отсутствовала жалоба на решение административного органа о предоставлении временного убежища, что с учётом приведённых выше норм дает основания для вывода о незаконности пребывания Юсупова Р.А.угли на территории Российской Федерации по состоянию на указанную дату.
Утверждение защитника в жалобе о том, что назначение Юсупову Р.А.угли наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на личную безопасность и создаёт угрозу уголовного преследования, что нарушает ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, подлежит отклонению как несостоятельное.
Согласно ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года резолюцией Ассамблеи ООН N 2200 (XXI), никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как указывает защитник в своей жалобе, согласно докладам органов системы ООН Узбекистан не признаёт наличие в стране ЛГБТ людей, а государственные должностные лица выражают глубоко укоренившуюся гомофобию. Также в Узбекистане предусмотрена ответственность за добровольные сексуальные отношения между мужчинами, и правоохранительные органы замечены в травле и провокациях в отношении сексуальных меньшинств.
Между тем, оспариваемым постановлением Юсупову Р.А.угли назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации, при этом конкретное государство, в которое должен убыть Юсупов Р.А.угли, в постановлении суда первой инстанции не указано.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначая Юсупов у Р.А.у. административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, судья районного суда учёл характер совершённого административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда назначено Юсупов у Р.А.у. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18. 8 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного наказания, в том числе, и по доводам жалобы, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ***** Юсупова Рустама Алишер угли, **** года рождения, оставить без изменения, жалобу защитника Лапова А.Е. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.