Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе *** на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года, которым
гражданин ***, *** рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации, установил:
18 декабря 2019 года в отношении гражданина Украины *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление судьи *** принесена жалоба, в которой он просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая в обоснование доводов жалобы на то, что миграционное законодательство не нарушал, находится на территории Российской Федерации на законных основаниях.
В судебное заседание *** явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме, представив на обозрение суда паспорт ***, оригинал миграционной карты *** от 10 декабря 2019 года с указанием срока пребывания с 10 декабря 2019 года до 07 марта 2020 года, оригинал отрывной части бланка уведомления от 13 декабря 2019 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля *** по обстоятельствам дела пояснила, что проживает совместно с *** семьей, ведет совместное хозяйство.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Привлекая *** к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья указал, что 18 декабря 2019 года в 08 час. 45 мин. по адресу: г. Москва, Павелецкая пл, д. 1, станция метро "Павелецкая" выявлен гражданин Украины ***, который находиться на территории Российской Федерации с 12 сентября 2019 года по 10 декабря 2019 года и с 10 декабря 2019 года по настоящее время (18 декабря 2019 года), чем превысил срок временного пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, тем самым *** нарушил пункты 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств. В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения. Наличие события правонарушения судьей надлежащим образом проверено не было, положения нижеуказанных норм закона не учтено.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное ч. 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материала дела 12 сентября 2019 года *** прибыл на территорию Российской Федерации через КПП Нехотеевка (АВТО), в этот же день ему выдана миграционная карта N *** Талон "А" сроком с 12 сентября 2019 года, а затем выдана миграционная карта N *** Талон "Б" от 12 сентября 2019 года сроком с 12 сентября 2019 года по 10 декабря 2019 года (л.д. 58-59 справка АС ЦБ ДУИГ).
В дальнейшем, 10 декабря 2019 года *** вновь выехал через КПП Нехотеевка (АВТО) и этим же днем прибыл на территорию Российской Федерации через КПП Нехотеевка (АВТО), в этот же день ему выдана миграционная карта N 1912809 Талон "А" сроком с 10 декабря 2019 года, а затем выдана миграционная карта N *** Талон "Б" от 10 декабря 2019 года сроком с 10 декабря 2019 года по 07 марта 2019 года (л.д. 41-44 паспорт, миграционная карта N ***, уведомление о прибытии, л.д. 58-59 справка АС ЦБ ДУИГ).
Согласно ответа начальника ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве *** от 05 марта 2020 года N ***, данного по запросу Московского городского суда, установленные выше обстоятельства подтверждены. При этом 13 декабря 2019 года *** был поставлен на миграционный учет по месту пребывания сроком по 07 марта 2020 года по адресу: ***, так и по адресу: *** (л.д. 57).
В материалах дела отсутствуют данные о вынесении уполномоченным органом в отношении *** решения о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Следовательно, по состоянию на 18 декабря 2019 года решение о сокращении срока временного пребывания *** в Российской Федерации уполномоченным органом принято не было и на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, у *** имелась действительная миграционная карта N *** от 10 декабря 2019 года, подтверждающая его право на временное пребывание на территории Российской Федерации, а также отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания от 13 декабря 2019 года сроком до 07 марта 2020 года и паспорт гражданина ***.
А потому прихожу к выводу, что на момент составления уполномоченным должностным лицом административного органа 18 декабря 2019 года протокола об административном правонарушении и вынесения 18 декабря 2019 года постановления судьей районного суда, *** законно находился на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Поскольку в действиях *** отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.