Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гаджиева Э.Ф. в защиту Обельчака А.А. на постановление судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 19 февраля 2020 года, которым
гражданин Украины Обельчак Андрей Александрович, ***** года рождения, уроженец ****, проживающий по адресу: ****, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через границу из Российской Федерации с предварительным помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по г. Москве, УСТАНОВИЛ:
19 февраля 2020 года оперативным дежурным ОМВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы в отношении гражданина Украины Обельчака А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Защитник Гаджиев Э.Ф. обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи районного суда, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие нарушений миграционного законодательства, наличие у Обельчака А.А. национального паспорта и миграционной карты, подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации; наличие у Обельчака А.А. супруги, являющейся гражданкой Российской Федерации.
Обельчак А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён через своего защитника, в настоящее время находится в ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по г. Москве, оснований для его непосредственного участия в судебном заседания суда апелляционной инстанции не усматриваю, направил защитника по ордеру адвоката Гаджиева Э.Ф, который доводы жалобы полностью поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданина Украины Обельчака А.А. к административной ответственности по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 19 февраля 2020 года в 05 час. 30 мин. он, находясь по адресу: г. Москва, ул. Малыгина, д. 10 корп. 2, не имел при себе документов (паспорта, миграционной карты), удостоверяющих его личность и подтверждающих законность нахождения на территории Российской Федерации.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела, гражданин Украины Обельчак А.А. прибыл на территорию Российской Федерации 17 февраля 2020 года через КПП "Суджа", цель въезда - "частная", при въезде ему была выдана миграционная карта серия 4119 N 1483244.
В материалы дела по запросу судьи Московского городского суда представлены сведения о проверке гражданина Украины Обельчака А.А. по учетам базы данных АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по г. Москве, подтверждающие указанные обстоятельства (л.д. 81-88).
При рассмотрении настоящей жалобы, поданной на постановление судьи районного суда, защитник Гаджиев Э.Ф. показал, что на момент выявления Обельчака А.А. сотрудниками полиции 19 февраля 2020 года документы, подтверждающие личность Обельчака А.А. и законность нахождения на территории Российской Федерации, у него имелись, находились в другой куртке, но сотрудники полиции данную информацию проигнорировали, в связи с чем он был доставлен в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании по ходатайству защитника к материалам дела были приобщены копия паспорта гражданина Украины серия МВ N 466547 на имя Обельчака А.А. (л.д. 71-73), а также копия миграционной карты серия 4119 N 1433244 (л.д. 74), подлинники которой обозревались в судебном заседании суда второй инстанции.
С 20 декабря 2013 года Обельчак А.А. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации *****, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия IV-МЮ N ****, копия которого представлена в материалы дела в судебном заседании суда второй инстанции (л.д. 63).
Учитывая, вышеизложенное, прихожу к выводу, что на момент выявления иностранного гражданина 19 февраля 2020 года сотрудниками ОМВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы у Обельчака А.А. имелись документы, подтверждающие его личность, а также право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, на момент составления 19 февраля 2020 года протокола об административном правонарушении Обельчак А.А. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный статьёй 5 Федерального закона N 115-ФЗ, не истёк.
Отсутствие при себе у Обельчака А.А. паспорта и миграционной карты, удостоверяющих его личность и подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации в момент проведения проверки сотрудниками полиции, на что указано в судебном акте при описании события совершённого Обельчаком А.А. административного правонарушения, само по себе не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, связанного с нарушением иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в отсутствии документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, если имеются сведения о том, что такие документы выдавались в предусмотренном законодательством порядке компетентными государственными органами иностранному гражданину или лицу без гражданства, не утрачены и сохраняют свое действие.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
С учётом изложенного, обжалуемое постановление судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 19 февраля 2020 года, нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Обельчака А.А. - прекращению по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Гаджиева Э.Ф. - удовлетворить.
Постановление судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 19 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Украины Обельчака Андрея Александровича, **** года рождения, - отменить, Производство по делу об административном правонарушении - прекратить по основанию п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Немедленно освободить гражданина Украины Обельчка Андрея Александровича, **** года рождения, из Центра временного содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по г. Москве.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.