Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Хуан Цзинюань по ордеру адвоката Емельянова М.Ю. на постановление судьи Головинского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2020 года, которым гражданка Республики *** м Хуан Ц. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации, с предварительным содержанием в ЦВСИГ ГУ МВД России по г.Москве, установил:
27 февраля 2020 года инспектором ОПНМ ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве в отношении гражданки *** Хуан Ц. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на основании положений п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности передан в Головинский районный суд г.Москвы, судьей которого 28 февраля 2020 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данный судебный акт обжалует в интересах Хуан. защитник по ордеру адвокат Емельянов М.Ю. по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; при вынесении оспариваемого судебного акта был применен закон, не подлежащий применению; врученное Хуан Ц. постановление главного государственного санитарного врача по г.Москве не переведено на китайский язык, ей не было разъяснено его содержание; нарушено право иностранного гражданина пользоваться услугами профессионального переводчика с учетом того, что предоставленный переводчик недостаточно владел китайским языком.
В судебное заседание Хуан Ц, будучи извещенной о времени и месте слушания дела под расписку, не явилась, содержится в ЦВСИГ ГУ МВД России по г.Москве, ходатайств об отложении слушания дела не заявила, защитник по ордеру адвокат Емельянов М.Ю. в полном объеме поддержал приведенные выше доводы поданной жалобы, просил их удовлетворить, дополнительно указывая на то, что при составлении протокола об административном правонарушении не установлено место совершения административного правонарушения, в связи с чем данный документ подлежит исключению из числа доказательств, режим изоляции установлен с 13 февраля 2020 года, тогда как постановление вручено 22 февраля 2020 года, в протоколе временем выявления указано 23 февраля 2020 года, а в рапорте сотрудника полиции дата выявления указана 27 февраля 2020 года.
Проверив материалы дела, изучив указанные выше доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу постановление судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене в связи со следующим.
Административная ответственность по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
О бъективная сторона состава указанного административного правонарушения характеризуется нарушением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В силу п.1ст.11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющей опасность для окружающих, в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации", СП 3.1\3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" Главным государственным санитарным врачом РФ 31 января 2020 года издано постановление N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", пунктом 1.4 которого предусмотрена необходимость обеспечения непрерывного медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней граждан КНР, имеющих вид на жительство в Российской Федерации, при их возвращении из КНР; в случае появления у таких граждан КНР симптомов, не исключающих новую коронавирусную инфекцию, провести их изоляцию и лабораторное обследование.
Разделом 3 данного постановления руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 13.40 час. 23 февраля 2020 года в общественном месте по адресу: ***, в рамках проведения мероприятий по предотвращению распространения на территории Москвы коронавируса 2019-сСоУ сотрудниками ОПНМ ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве выявлена гражданка *** Хуан Ц, вернувшаяся из КНР 22 февраля 2020 года, которой в этот же день - 22 февраля 2020 года под расписку вручено постановление Главного государственного санитарного врача по Москве N 5925 о нахождении ее в режиме изоляции в течение 14 дней под медицинским наблюдением по месту проживания, о запрете покидать жилое помещение по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д.297, и которая, в нарушение требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", покинула установленное место проживания до истечения 14 дней режима изоляции, нарушив режим пребывания в Российской Федерации, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Хуан Ц. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, постановлением Главного государственного санитарного врача по Москве N 5925 о нахождении Хуан Ц. в режиме изоляции в течение 14 дней под медицинским наблюдением по месту проживания, о запрете покидать жилое помещение по адресу: ***, врученным гражданке *** Хуан Ц. под расписку, о чем имеется ее собственноручная подпись; рапортом сотрудника ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г..Москве по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях Хуан Ц, которая нарушила постановление Главного государственного санитарного врача по Москве N 5925 от 22 февраля 2020 года о нахождении в режиме изоляции в течение 14 дней под медицинским наблюдением по месту проживания; справкой должностного лица ОПНМ ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г..Москве об обнаружении состава административного правонарушения в действиях гражданки *** Хуан Ц, нарушившей режим пребывания в Российской Федерации; информацией из АС ЦБДУИГ; копиями миграционной карты, паспорта иностранного гражданина и визы на имя гражданки *** Хуан Ц.; письменными объяснениями Хуан Цзинюань по обстоятельствам совершения административного правонарушения; протоколом об административном правонарушении от 27 февраля 2020 года в отношении гражданки *** Хуан Ц, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, указана норма Закона, нарушение которого вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица и переводчика с русского языка на китайский язык и обратно *** А.К, сведения о котором содержатся в материалах дела, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, ей разъяснены, о чем имеются подписи переводчика
об осуществлении ей перевода с указанием на то, что все процессуальные действия и документы переведены, с протоколом она ознакомлена, однако от подписи в нем и от получения его копии отказалась в присутствии незаинтересованных лиц и переводчика, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, отказ в силу личного волеизъявления от дачи объяснения, от подписания составленных в отношении него процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
В связи с изложенным, нежелание знакомиться с протоколом об административном правонарушении, расписываться в нем и получить его копию не относится к процессуальным нарушениям, допущенным при производстве по делу об административном правонарушении, и не может служить основанием для пересмотра судебного постановления.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Вопреки доводам стороны защиты, при составлении протокола об административном правонарушении место совершения административного правонарушения с очевидностью установлено, им является общественное место по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д.297, где была выявлена гражданка КНР Хуан Цзинюань, все данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении содержит, в связи с чем правовых оснований для исключения его из числа доказательств не имеется.
Рапорт от 27 февраля 2020 года оформлен именно тем сотрудником ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве, который непосредственно выявил административное правонарушение, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные в нем фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, рапорт отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, он не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Ссылки стороны защиты на неправильное указание в рапорте даты совершения административного правонарушения 27 февраля 2020 года вместо 23 февраля 2020 года, не влечет признание его недопустимым доказательством по делу, не влияет на квалификацию действий заявителя по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, так как сотрудником полиции датой выявления иностранной гражданки, нарушившей режим пребывания на территории Российской Федерации, ошибочно указана дата составления им рапорта.
Добытые по делу и исследованные судьей районного суда доказательства составлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Причин для оговора заявителя со стороны сотрудников полиции не установлено, а наличие у них властных полномочий по отношению к иностранным гражданам, призванным соблюдать на территории Российской Федерации требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
При производстве по делу замечаний на действия сотрудников полиции Хуан Ц. не делала, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат, жалоб относительно незаконного поведения сотрудников полиции по отношении к ней в компетентные органы не подавала.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
Также следует отметить, что как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, заявителю неоднократно разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться помощью защитника и переводчика, в чем расписываться Хуан Цзинюань отказалась, и что является ее личным волеизъявлением и распоряжением своими правами по своему усмотрению, в присутствии незаинтересованных лиц, а также в присутствии переводчика *** А.К, копии паспорта и доверенности N01-106\19 ООО "Центр обслуживания населения" на имя которого имеются в материалах дела, осуществлявшего перевод всех процессуальных документов с русского языка на китайский язык и обратно на всем протяжении производства по рассматриваемому делу, предупрежденного об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода, в порядке ст.17.9 КоАП РФ, о чем имеются его собственноручные подписи, все процессуальные документы им подписаны с указанием на осуществление перевода, оснований сомневаться в компетентности участвовавшего в деле переводчика Хаитова А.К. не имеется, ходатайств о предоставлении другого переводчика и защитника привлекаемым к административной ответственности лицом заявлено не было.
В связи с изложенным также следует учитывать тот факт, что на территории Российской Федерации Хуан Ц. пребывает с целью получения образования, с 29 октября 2019 года на контрактной основе обучается на подготовительном факультете для иностранных граждан Московского автомобильного дорожного технического университета, где изучает русский язык и общеобразовательные предметы, на что указано в справке декана подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ, и что усматривается из сведений АС ЦБДУИГ.
Доводы в стороны защиты о том, что врученное Хуан Ц. постановление главного государственного санитарного врача по г.Москве не переведено на китайский язык, его содержание ей разъяснено не было, опровергаются письменными объяснениями Хуан Ц, согласно которым, при вручении под расписку постановления Главного государственного санитарного врача по Москве N 5925 о нахождении в режиме изоляции в течение 14 дней под медицинским наблюдением по месту проживания, ей было разъяснено, что до истечения установленного срока изоляции ей запрещено покидать жилое помещение по адресу: ***, в том числе, для посещения аптеки, работы, учебы, магазинов, общественных мест, массовых скоплений людей, пользоваться общественным транспортом, контактировать с третьими лицами, которое она самовольно покинула 23 февраля 2020 года, и находилась в общественном месте, когда была задержана сотрудниками полиции, а также текстом данного постановления, содержащего подробное разъяснение соблюдения режима изоляции, которое последняя получила без всяких возражений и претензий, собственноручно расписавшись об этом.
Нормы КоАП РФ не содержат положений, обязывающих вручать привлекаемому к административной ответственности лицу копии процессуальных документов, переведенных на родной язык.
Установив, что Хуан Ц, получив под расписку постановление Главного государственного санитарного врача по Москве, обязывающего ее находиться в режиме изоляции в течение 14 дней под медицинским наблюдением по месту проживания, запрещающего покидать жилое помещение по адресу: ***, и находиться в общественных местах, покинула место проживания до истечения 14 дней режима изоляции, находилась в общественном месте, чем нарушила режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, и что является нарушением положений ст.11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ее действия, вопреки утверждениям в жалобе, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, они являются допустимыми и достаточными, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу постановленного судебного акта, что нашло свое отражение в постановлении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины выявленного иностранного гражданина в совершении описанного выше административного правонарушения.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
По общему правилу, при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из её соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, что прямо предусмотрено положениями части 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 05 мая 1998 года, определено, что вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Также Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал на то, что названная выше Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения, в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону. При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Таким образом, правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона при вынесении решения судом могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Правовой подход, согласно которому семейное положение иностранного гражданина не является безусловным основанием для исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в частности, при отсутствии достаточных сведений о совместном проживании и ведении супругами общего совместного хозяйства, неоднократно высказывался Верховным Судом Российской Федерации применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемых дел (в частности, в постановлении от 25.07.2016 N5-АД16-85).
Вместе с тем, в данном случае нарушения права на уважение личной и семейной жизни заявителя, иных положений международных соглашений, участником которых является Российская Федерация, в том числе, Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), не установлено.
Административное наказание заявителю назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личности виновной, основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к ней такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, а также соразмерно предусмотренным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Каких-либо обстоятельств, исключающих возможность применения к заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по делу не имеется.
Оснований для признания вмененного заявителю административного правонарушения чрезмерно суровым, с учетом характера правонарушения и данных о личности заявителя, не имеется.
Порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принцип презумпции невиновности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Головинского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки *** Хуан Ц. оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката Емельянова М.Ю. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.