Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кузьмина Д.В. на постановление судьи Никулинского районного суда Москвы от 02 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Китайской Народной Республики Чэнь Ц., УСТАНОВИЛ:
28 февраля 2020 года в отношении гражданина Китайской Народной Республики (далее КНР) Чэнь Ц. инспектором ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД РОССИИ по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Никулинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление о привлечении гражданина КНР Чэнь Ц. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Кузьмин Д.В. просит об изменении вышеназванного постановления в части назначенного судом дополнительного наказания в виде административного выдворения, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что Чэнь Ц. покинул помещение изоляции по крайней необходимости, допущенное нарушение не повлекло негативных последствий, не создало условий распространения инфекции, наличие которой у Чэнь Ц. не установлено; Чэнь Ц. является студентом 4 курса МГУ, положительно характеризуется по месту учебы, ранее к ответственности за нарушение Российской Федерации, в том числе миграционного законодательства, не привлекался.
В судебное заседание Чэнь Ц. не явился, извещался о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник Кузьмин Д.В. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Кузьмина Д.В, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела 23 февраля 2020 года в 22 часа 00 минут по адресу: *** в рамках принятия мер по предотвращению распространения на территории города Москвы коронавируса 2019-nСоV сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин КНР Чэнь Ц, которому 16 февраля 2020 года было вручено постановление N *** от 16 февраля 2020 года Главного государственного санитарного врача по г. Москве о нахождении названного иностранного гражданина в режиме изоляции в течение 14 дней с момента вынесения постановления под медицинским наблюдением по месту проживания: г***, которым Чэнь Ц. запрещено покидать жилое помещение по указанному адресу.
Покинув место проживания до истечения названного срока, Чэнь Ц, тем самым, нарушил требование постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве о нахождении названного иностранного гражданина в режиме изоляции, то есть нарушил режим пребывания в РФ вопреки положениям ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Указанными действиями Чэнь Ц. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Чэнь Ц. в его совершении подтверждается: протоколом об административном правонарушении; справкой инспектора ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД РФ по Москве майора полиции В.А.В.; копией паспорта и миграционной карты Чэнь Ц.; сведениями ЦБДУИГ в отношении Чэнь Ц.; копией постановлением N *** Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 16 февраля 2020 года; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Чэнь Ц. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, характеризуется нарушением режима пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина (в том числе иностранного гражданина) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
30 января 2020 года комитетом по чрезвычайным ситуациям Всемирной Организации Здравоохранения вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и в целях предупреждения его распространения на территорию Российской Федерации с территории Китайской Народной Республики в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом РФ 31 января 2020 года издано постановление N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Пунктом 1.4 данного постановления предусмотрено обеспечить непрерывное медицинское наблюдение на срок 14 календарных дней граждан КНР, имеющих вид на жительство в Российской Федерации, при их возвращении из КНР. В случае появления у таких граждан КНР симптомов, не исключающих новую коронавирусную инфекцию, провести их изоляцию и лабораторное обследование.
Разделом 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Таким образом, для защиты национальных интересов России, а также в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой короновирусной инфекции, указанное выше постановление распространяет свое действие на всех граждан КНР, прибывших на территорию Российской Федерации в 2020 г.
Согласно данным ЦБДУИГ Чэнь Ц. прибыл из КНР на территорию Российской Федерации 16 февраля 2020 года, то есть из эпицентра развития эпидемии новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в связи с чем в отношении него обосновано было вынесено постановление Главным государственным санитарным врачом по городу Москве о нахождении названного иностранного гражданина в течение 14 дней в режиме изоляции с 16 февраля 2020 года под медицинским наблюдением по месту проживания, с указанием конкретного адреса, покидать которое ему было запрещено.
Нарушив данный запрет, а именно оказавшись 23 февраля 2020 г. в 22 часа 00 минут по адресу: *** в общественном месте, Чэнь Ц. тем самым нарушил специальный режим пребывания иностранных граждан в РФ, установленный в связи с распространением новой короновирусной инфекции.
При таких обстоятельствах действия Чэнь Ц. образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
В жалобе защитник Кузьмин Д.В, фактически не оспаривая установленных судьей районного суда обстоятельств совершения Чэнь Ц. административного правонарушения, ссылается на то, что применение к последнему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и несоразмерным содеянному.
Названный довод заслуживает внимания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Султоновой З.А. кизи на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
В данном случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность Чэнь Ц. судьей Никулинского районного суда г. Москвы установлено не было.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и приведенную выше правовую позицию, а также, что санкция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ не предусматривает административное выдворение в качестве обязательного вида наказания за совершение данного правонарушения, постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2020 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Чэнь Ц. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Кузьмина Д.В. удовлетворить.
Постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2020 г, вынесенное в отношении гражданина Китайской Народной Республики Чэнь Ц. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на назначение Чэнь Ц. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.