1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Постникова В.Н, Яковлева А.Г, при секретаре судебного заседания Ильине Ф.И. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение 224 гарнизонного военного суда от 5 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Юсупова Амира Абдуллабековича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с включением его в список лиц, отказавшихся от предложенных служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения представителей административного ответчика Беркутовой И.В. и Зарубкиной Д.И, поддержавших доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением 224 гарнизонного военного суда от 5 декабря 2019 года удовлетворено административное исковое заявление Юсупова А.А.
Суд признал незаконными действия федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения или жилищный орган), связанные с направлением в ВУНЦ ВМФ информации об отказе Юсупова А.А. 15 мая 2019 года от предложенного жилого помещения.
Для восстановления нарушенных прав административного истца суд обязал жилищный орган исключить из пункта 103 графы 9 "Информация об обеспеченности жилым помещением" о включении военнослужащих в список на предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда и обеспеченности военнослужащих жилыми помещениями по состоянию на 24 сентября 2019 года сведения в отношении Юсупова А.А. об отказе 15 мая 2019 года от жилого помещения.
Кроме того, суд взыскал с федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Юсупова А.А. судебные расходы в размере 300 рублей, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
В удовлетворении ходатайства Юсупова А.А. о немедленном исполнении решения суд отказал.
Не соглашаясь с указанным решением, представитель административного ответчика - Западного регионального управления жилищного обеспечения - Беркутова И.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Представитель административного ответчика указывает, что обязанность направлять командирам воинских частей информацию о предоставлении служебных жилых помещений военнослужащим, которым выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, возложена на жилищный орган пунктом 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 (далее - Инструкция).
Автор жалобы полагает, что по делу установлен изложенный в письме факт отказа Юсупова от предложенного ему жилого помещения в общежитии. Причины, повлекшие такие действия, правового значения не имеют. Направленный командованию список от 24 сентября 2019 года N соответствует всем предъявляемым к нему нормативными правовыми актами требованиям. Оспариваемая информация согласуется со сведениями, изложенными в программном обеспечении "Учет специализированного жилищного фонда и выданных договоров".
При этом отмечает, что в силу пункта 8 Инструкции отказ военнослужащего от распределённого служебного жилья не является безусловным основанием для прекращения выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, в связи с чем предоставленная информация не нарушает права административного истца.
По мнению автора жалобы, суд вышел за пределы заявленных административным истцом требований, поскольку предоставление жилого помещения ненадлежащего состояния Юсуповым не оспаривалось.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Юсупов А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено по делу, Юсупов с марта 2017 года проходит военную службу по контракту в ВУНЦ ВМФ и относится к категории военнослужащих, которые в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь период военной службы обеспечиваются служебным жильем (л.д.94-96).
С 6 июня 2017 года Юсупов был включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений, вследствие необеспеченности таким жильем осуществлял наем жилого помещения в "данные изъяты" и по месту прохождения военной службы обеспечивался денежной компенсацией за наем (поднаем) жилого помещения из расчёта 15 000 рублей в месяц.
Приказом начальника ВУНЦ ВМФ от 17 октября 2019 года N Юсупову с 1 августа того же года прекращена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, основанием для чего явилась поступившая из Западного регионального управления жилищного обеспечения информация, изложенная в приложенном к письму от 24 сентября N списке (пункт 103), об отказе от предложенного жилого помещения в общежитии, распределенного ему 15 мая 2019 года.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно оценивал действия жилищного органа, связанные с достоверностью направленной информации, поскольку именно эти действия явились основанием для прекращения реализации права административного истца на получение денежной выплаты.
При этом судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного акта, судом не допущено. Вопреки доводам апелляционной жалобы административное дело рассмотрено судом в пределах заявленных административным истцом требований.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием вне зависимости от того, заселились ли военнослужащие в предоставленные жилые помещения или отказались от них.
В целях определения условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации пунктами 4, 15-18 вышеназванной Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 27 мая 2016 года N 303, установлен порядок взаимодействия командования воинских частей (организаций), финансово-экономических органов и уполномоченных органов (их структурных подразделений).
В рамках взаимодействия уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня получения списков на выплату денежной компенсации представляет в финансово-экономические органы сведения по рекомендуемой форме о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями (пункты 4 и 17 Инструкции).
Приказ о выплате денежной компенсации издается только после получения воинской частью соответствующих сведений, свидетельствующих о наличии оснований для ее получения (пункт 19 Инструкции).
При этом в соответствии с пунктом 8 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Пунктом 2 примечаний к соответствующей форме (приложение N 3 к Инструкции) определено, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, в соответствующей графе вписываются слова "отказался от жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения.
Поскольку юридические последствия сведений об отказе Юсупова от предложенного жилого помещения в общежитии, содержащихся в приложенном к письму от 24 сентября N списке (пункт 103), аналогичны фактическому предоставлению ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, Западное региональное управление жилищного обеспечения при направлении этой информации должно было убедиться в том, что ему предложено надлежащее жилое помещение, готовое к заселению.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно оценил фактические обстоятельства дела в совокупности с нормативно установленными требованиями к состоянию жилых помещений, исходя из которых пришел к правильному выводу о том, что информация об отказе Юсупова от предоставленной комнаты в общежитии неправомерно включена в сведения о предоставленных жилых помещениях.
Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, при их предоставлении гражданам должны быть пригодными для постоянного проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с пунктом 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года N 328, общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами.
Пунктом 6 Примерного положения об общежитиях установлено, что заселение общежитий производится после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий для проживания.
При этом названным нормативным правовым актом определено, что
администрация общежития и орган, в ведении которого находится общежитие, обязаны обеспечить создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии, своевременную выдачу проживающим мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря; надлежащее содержание жилых помещений, подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, а также придомовой территории, надлежащую эксплуатацию, санитарное состояние и своевременный ремонт общежития, бесперебойную работу инженерного оборудования (пункты 15 и 16).
Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору найма специализированного жилого помещения наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания жилое помещение в общежитии, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также должным образом оборудовано.
Изъятий в отношении требований к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (помещениям в общежитиях), предоставляемым военнослужащим, приведенные нормативные правовые акты не содержат.
Из представленных Юсуповым сообщений о предлагаемом жилом помещении следует, что 15 мая 2019 года ему предложена к заселению комната N общей площадью 18 квадратных метров в общежитии, расположенном по "адрес".
17 июня 2019 года от заселения в предложенное жилое помещение Юсупов письменно отказался, ссылаясь на недостатки в его благоустройстве и санитарном состоянии, о чем свидетельствуют записи на корешке сообщения от 15 мая 2019 года N (л.д. 89).
В частности, он указал на отсутствие элементарного благоустройства распределенного жилья, которое используется в качестве подсобного помещения и не приспособлено для проживания в связи с отсутствием сантехнического оборудования, туалета, захламленностью и другими существенными недостатками. В подтверждение ненадлежащего состояния комнаты Юсупов представил в суд первой инстанции акт осмотра жилого помещения от 17 июня 2019 года, подписанный заведующей общежитием, и фототаблицы (л.д. 90, 108-132).
Учитывая, что корешок к сообщению о предлагаемом жилом помещении, в котором Юсупов отразил эти недостатки, возвращен в Западное региональное управление жилищного обеспечения, указанный орган мог убедиться через организации, управляющие жилищным фондом и эксплуатирующие его, соответствуют ли замечания Юсупова действительности либо были ли они устранены.
Из объяснений представителей административного ответчика усматривается, что наличие недостатков в предоставленном Юсупову жилом помещении не оспаривается. Более того, из переписки Западного регионального управления жилищного обеспечения с Управлением (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа и Северо-Западным территориальным управлением имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации следует, что административным ответчиком в июле 2019 года ставился вопрос о приведении этого помещения в надлежащее санитарное и техническое состояние (л.д. 81-84).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном включении административным ответчиком в форму, предусмотренную пунктами 4, 17 и приложением N 3 к Инструкции, сведений об отказе Юсупова от предложенного жилого помещения, поскольку эти сведения в силу установленных в военном ведомстве правил повлекли прекращение ему по месту прохождения военной службы выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска в этой части является законным и обоснованным.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются значимыми и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 5 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Юсупова Амира Абдуллабековича оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.