Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования майора юстиции Егеля Эдуарда Викторовича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком предоставления административному истцу дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Егель Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с порядком предоставления ему дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за период с 1 января 2018 г. по 17 июля 2019 г. и обязать это должностное лицо предоставить ему эти сутки отдыха.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен частично. Суд признал незаконными оспариваемые действия командира войсковой части N и обязал его рассмотреть вопрос о предоставлении ЕгелюЭ.В. дополнительных суток отдыха за период с 1 января 2018 г. по 17 июля 2019 г.
В удовлетворении требования о возложении на командира войсковой N обязанности предоставить дополнительные сутки отдыха за вышеуказанный период судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит судебное решение в части удовлетворенных требований отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор приводит положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что истец не представил суду доказательств привлечения его в 2018-2019 годах к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Представитель должностного лица утверждает, что суд нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, а также вышел за пределы заявленных требований, так как признал незаконными не действия, а бездействие командира войсковой части N, связанное с непредоставлением ЕгелюЭ.В. дополнительных суток отдыха, неточно привел в решении пояснения лиц, участвующих в деле. Далее в жалобе обращается внимание на то, что из рапорта Егеля Э.В. от 1 июля 2019 г. не усматривается, что он обращался к командованию с просьбой предоставить дополнительные сутки отдыха. При этом данный рапорт не реализован в связи с непредставлением истцом подтверждающих документов.
Податель жалобы считает, что судом безосновательно не применены последствия пропуска истцом процессуального срока обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку о решении командования об отказе в удовлетворении его рапорта от 18 июня 2018 г. было известно в тот же день, а в суд он обратился 9октября 2019 г, то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ. При этом уважительных причин пропуска данного срока ЕгелемЭ.В. не представлено.
Кроме того, Егелю Э.В. с 17 июля 2019 г. был предоставлен основной отпуск за 2019 год. Однако истец не просил присоединить к данному отпуску дополнительные сутки отдыха, а также не обращался за их предоставлением в другие дни.
В возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно Приложению N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
В силу п. 3 ст. 11 указанного Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пп. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
Как следует из приведенных положений Федерального закона, за период привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащему предоставляется дополнительное время отдыха, а за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, - дополнительные сутки отдыха.
О желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае их непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (п.3Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).
Таким образом, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо по истечении следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
По делу установлено, что 18 июня 2018 г. Егель Э.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом о предоставлении ему 13дополнительных суток отдыха вместе с отпуском за 2018 год. Из резолюции командира воинской части на данном рапорте следует, что истцу необходимо предоставить 3 дополнительных суток отдыха. Однако согласно выписке из приказа командира указанной воинской части от 18 июня 2018 г. N 110 о предоставлении отпуска за 2018 год Егелю Э.В. дополнительные сутки отдыха предоставлены не были.
Таким образом, судом правильно установлено, что истец своевременно обратился к командованию с вышеуказанным рапортом и ожидал ответа на него, но фактически решение по существу рапорта, вопреки доводам жалобы, командованием не принято.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что процессуальный срок, установленный ст. 219 КАС РФ, истцом не пропущен.
23 ноября 2018 г. Егель Э.В. подал рапорт командиру войсковой части N с просьбой дать указание начальнику штаба воинской части внести в "Журнал учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха" (далее - Журнал) сведения о положенных ему дополнительных сутках отдыха. Данный рапорт был удовлетворен.
Как следует из рапорта истца от 1 июля 2019 г. он просил командира войсковой части N предоставить ему дополнительные сутки отдыха. Однако командиром воинской части отказано в удовлетворении просьбы административного истца на том основании, что им не представлены подтверждающие документы о наличии такого права, в том числе Журнал.
Справкой начальника штаба войсковой части N подтверждается, что письменного ответа в части отказа о предоставлении дополнительных суток отдыха на рапорт Егеля Э.В. от 18 июня 2018 г. не имеется. При этом указано, что решение по аналогичному рапорту истца, с которым он обратился в июле 2019 года, принято не было, поскольку истцом не было предоставлено подтверждающих документов и не указаны даты привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности ежедневного служебного времени (л.д. 101).
Согласно справке командира и начальника штаба войсковой части N ЕгелюЭ.В. не были компенсированы 1 дополнительные сутки отдыха (л.д. 115). При этом право истца на предоставление дополнительных суток отдыха подтверждается вышеназванным Журналом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия административного ответчика, связанные с порядком предоставления Егелю Э.В. дополнительных суток отдыха, являются незаконными, так как командованием не были надлежащим образом рассмотрены вышеуказанные рапорта истца об учете и предоставлении дополнительных суток отдыха за период с 1 января 2018 г. по 17 июля 2019 г. Следовательно, суд правомерно возложил на должностное лицо обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении истцу дополнительных суток отдыха.
Вывод суда о необоснованности требования Егеля Э.В. о возложении на командира войсковой части N обязанности предоставить ему дополнительные сутки отдыха за оспариваемый период является правильным, поскольку командованием решение по данному вопросу установленным порядком не принималось.
Из протокола судебного заседания видно, что, вопреки утверждению в жалобе, по делу не допущено нарушений требований ст. 9 и 14 КАС РФ о законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административного дела, принцип состязательности и равноправия сторон судом соблюден. Искажения пояснений лиц, участвующих в деле, влекущих принятие ошибочного решения, судом не допущено. Решение судом принято исходя из заявленных истцом требований и установленных по делу обстоятельств, которым дана надлежащая оценка. Поэтому не основанное на конкретных данных мнение подателя жалобы о необъективности суда является ошибочным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2019 г. по административному исковому заявлению Егеля Эдуарда Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.