Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Ивановой В.П, Харламовой О.А.
при секретаре Тимофеевой А.А, рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Плюсниной А. С. на решение Советского районного суда города Омска от 09 декабря 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Плюсниной А. С. к Министерству имущественных отношений Омской области, КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" о постановке жилого помещения на кадастровый учет, включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, отказать".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плюснина А.С. обратилась к Министерству имущественных отношений Омской области, КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" с иском о постановке жилого помещения на кадастровый учет, включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В обоснование иска указала, что "... " на период трудовых отношений в КУ "Центр учета и содержания собственности О. области" ей были предоставлены по договору найма жилого помещения комнаты N "... " и N "... ", расположенные в доме "... ". Указанные жилые помещения находятся в собственности Омской области, в распоряжении Минимущества и закреплены на праве оперативного управления за КУ "ЦУС". Также она получила возможность пользоваться нежилыми комнатами N N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ".
С устного разрешения начальства КУ "ЦУС" она произвела ремонт указанных помещений. С целью заключить договор найма на все помещения она просила Минимущество дать разрешение на перевод комнат N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... " в единое жилое помещение.
"... " ей была выдана доверенность Минимущества на все необходимые действия по переводу помещений в жилищный фонд.
На основании Распоряжения Администрации САО г. Омска от "... " и в соответствии с согласованным проектом перепланировки и переустройства был утвержден акт приемки в эксплуатацию, а в технический паспорт многоквартирного дома были внесены изменения, согласно которым указанные помещения были переведены в квартиру N "... "
Данный акт приемки был направлен в Росреестр Омской области. Однако, в постановке на кадастровый учет жилого помещения ей было отказано.
"... " Распоряжением департамента жилищной политики администрации г.Омска она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме этого, она и ее сын признаны малоимущими.
Полагала, что имеются все основания для предоставления ей, как нуждающейся в жилых помещениях и малоимущей жилого помещения - квартиры "... " на основании договора социального найма. Однако, Минимущество отказывает в предоставлении занимаемого ею жилого помещения по договору социального найма, что, по ее мнению, является незаконным.
С учетом уточнений просила обязать Министерство имущественных отношений Омской области поставить на государственный кадастровый учет квартиру "... ", включить в жилищный фонд социального использования Омской области данную квартиру, состоящую из помещений N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", находящихся на N "... " этаже, и признать за нею право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В судебном заседании Плюснина А.С. и ее представитель Кожевникова В.В. (по устному ходатайству) исковые требования с учетом их уточнения поддержали.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области - Пышная А.Ю. (по доверенности) заявленные требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" - Добшиков Д.Г. (по доверенности) возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители Управления Росреестра, администрации САО г. Омска, Департамента жилищной политики администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Плюснина А.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверное истолкование положений пункта 1 статьи 11 Закона Омской области от 28.12.2005 N722-ОЗ, не применение положений статьи 7 данного Закона и положений статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Кроме того, отмечает, что спорное помещение она занимает на законных основаниях. При этом, оснований для отказа во включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, в данном случае не имеется.
Министерством имущественных отношений Омской области и КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" принесены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Плюснину А.С. и ее представителя Кожевникову В.В, поддержавших жалобу, возражения представителя Министерства имущественных отношений Омской области - Пышной А.Ю. и представителя КУ "Центр учета и содержания собственности Омской области" - Добшикова Д.Г, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
В силу статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с положениями ст. 10 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статьей 105 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы и обучения (часть 2).
Порядок предоставления помещений в служебных жилых помещениях, в общежитиях установлен Постановлением Правительства Омской области от 12.07.2006 N 91-п.
Пункт 6 названного постановления определяет, что под гражданами, нуждающимися в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда Омской области, понимаются граждане, которые (члены семьи которых) не имеют в населенном пункте по месту службы (работы) жилых помещений на праве собственности и (или) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Согласно требованиям ст.6 ФЗ " О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям пп.10 п.9.2.1 Указа Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Омской области" принятие решения о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Омской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом "... ", являющийся собственностью Омской области, закреплен на праве оперативного управления за КУ "ЦУС", что подтверждается свидетельствам о государственной регистрации права от "... ".
В соответствии с пп.2 п.1 Постановления Правительства Омской области от 04.07.2005 N74-п "Об отдельных функциях казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области"", учреждению поручено от имени Омской области осуществлять функции по заключению договоров социального найма жилых помещений, находящихся в казне Омской области, на основании решений Министерства имущественных отношений Омской области или вступивших в законную силу решений суда.
Соответственно, учреждение является уполномоченной организацией в сфере управления казенным имуществом Омской области.
На основании договора найма жилого помещения в общежитии от "... ", жилые помещения N "... ", N "... ", состоящие из 2 комнат общей площадью 23, 10 кв. м, расположенные по адресу: "... " были переданы Плюсниной А.С. и члену ее семьи(несовершеннолетнему сыну) во владение и пользование для временного проживания (л.д.13-16).
Согласно пункту 5 договора, данный договор заключен на период трудовых отношений Плюсниной А.С. в КУ "ЦУС".
В соответствии с техническим планом помещения, установлено, что в ходе переоборудования и перепланировки жилых N "... ", N "... ", и нежилых N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", помещений, расположенных по адресу: "... ", с кадастровым номером N "... ", было образовано жилое помещение - квартира N "... ". Перепланировка произведена на основании проектной документации, уведомления о переводе нежилого помещения в жилое помещение, распоряжения Администрации Советского административного округа города Омска, что подтверждается Актом приемки помещения в эксплуатацию.
Однако, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества - жилом помещении - квартире N "... ", сформированном из помещений - номера на поэтажном плане 1 этажа N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", расположенного по адресу: "... ", отсутствуют. На государственном кадастровом учете указанное жилое помещение не стоит.
Согласно выпискам из Единого банка данных объектов собственности Омской области (л.д.167-168), нежилые помещения, в том числе N "... "- N "... ", а также помещения, в том числе N "... "- N "... " на 1 этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: "... " относятся к специализированному жилищному фонду.
Из материалов дела также следует, что Плюснина А.С. обращалась в Министерство имущественных отношений Омской области по вопросу включения в жилищный фонд социального использования Омской области квартиры N "... ", расположенной по адресу: "... ", о постановке ее на кадастровый учет для дальнейшего заключения договора социального найма.
Письмами Министерства имущественных отношений Омской области от "... " и "... " Плюсниной А.С. было отказано в заключении договора социального найма ввиду отсутствия на то законных оснований.
Не согласившись с данным отказом, Плюснина А.С. обратилась в суд, полагая, что имеются основания для предоставления ей, как нуждающейся в жилых помещениях и малоимущей жилого помещения - квартиры N "... " по адресу: "... ", на основании договора социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходил из того, что Плюснина А.С. не приобрела права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, а также не усмотрел оснований для удовлетворения требований о понуждении ответчика к постановке жилого помещения на кадастровый учет, включении его в жилищный фонд социального использования Омской области и, соответственно, признании за истцом права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка.
Выражая несогласие с постановленным судом решением, Плюсниной А.С. подана апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к тому, что, по мнению апеллянта, судом неверно применены и истолкованы нормы материального права, в данном случае имеются основания для удовлетворения заявленных ею требований.
Вместе с тем, доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям главы 7 ЖК РФ, жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, может относиться к государственному и муниципальному жилищному фонду. Муниципальный фонд предназначен, в первую очередь, для предоставления жилья нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Государственный (федеральный и субъектов РФ) - для категорий граждан, которые хотя и не являются малоимущими, но определены (как имеющие право на жилье по договору социального найма) федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ, и тоже признаны нуждающимися в жилье - по основаниям, установленным ЖК РФ, другим федеральным (субъекта РФ) законом или указом Президента РФ (ст. 49)
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном названным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях названного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).
Категориям граждан, указанным в части 3 названной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда (пункт 2 статьи 7).
Жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (пункт 3 статьи 7).
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела не подтверждено право Плюсниной А.С. на предоставление ей жилого помещения на условиях социального найма в порядке, установленном вышеприведенными правовыми нормами.
Законом Омской области установлено, что малоимущим гражданам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Между тем, нежилые помещения, в том числе N "... "- N "... ", а также помещения, в том числе N "... "- N "... " на 1 этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: "... ", являются объектом собственности субъекта Российской Федерации - Омской области и не относятся к муниципальному жилищному фонду. Более того, все помещения расположены в здании общежития и включены в специализированный жилищный фонд.
Ссылки подателя жалобы на статью 7 Федерального закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей применение норм о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления, отклоняются как основанные на неверном толковании данной нормы.
По смыслу данной правовой нормы обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что с момента предоставления Плюсниной А.С. жилого помещения его форма собственности не менялась. Спорное жилое помещение не переходило к другому собственнику и продолжает находиться в собственности Омской области, в связи с чем, положения статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Кроме того, факт предоставления истцу жилого помещения, состоящего из двух комнат под номерами N "... ", N "... " по договору найма жилого помещения в общежитии на период трудовых отношений, не свидетельствует о приобретении Плюсниной А.С. права пользования спорной квартирой, тем более на условиях договора социального найма, поскольку договор найма заключен в целях временного предоставления жилого помещения лицу, не имеющего другого жилья, иных договоров с истцом не заключалось.
Более того, Плюснина А.С. была трудоустроена в КУ ОО "Центр учета и содержания собственности Омской области" только в "... ", о предоставлении специализированного жилого помещения в общежитии для временного проживания(комнат N "... ", N "... "), ей было известно на момент заключения соответствующего договора.
Сам по себе факт вселения и проживания в спорном жилом помещении каких-либо прав истца не порождает.
Распоряжение администрации Советского АО города Омска от "... " N "... " о переводе жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу: "... ", помещения N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", N "... ", в жилое, выдавалось собственнику - Министерству имущественных отношений Омской области, а не Плюсниной А.С.
Ссылка на наличие доверенности от "... ", выданной на имя Плюсниной А.С, об обратном не свидетельствует, поскольку указанной доверенностью Минимущество лишь предоставило истцу право действовать от имени данного органа и в его интересах, не наделяя при этом Плюснину А.С. какими-либо правами в отношении спорного имущества.
Таким образом, Плюсниной А.С. не представлено доказательств того, что она является лицом, которое в соответствии с федеральными законами, законодательством субъекта Российской Федерации, вправе претендовать на заключение с нею договора социального найма.
Доводы жалобы истца о том, что она приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, не основаны на законе.
Дополнительно судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью названной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
При этом, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что Плюснина А.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в "... " - в соответствии с Распоряжением департамента жилищной политики Администрации города Омска от "... " N "... " "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (л.д.140).
Соответственно, она подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством, в порядке очередности, при этом, органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда администрации города Омска.
Доказательств тому, что Плюснина А.С. относится к категориям граждан, которые вправе претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, материалы дела не содержат.
Относительно требований Плюсниной А.С. о постановке жилого помещения на кадастровый учет и включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования Омской области, районный суд верно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска в данной части.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Следовательно, понуждение собственника жилищного фонда к исключению жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрен. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования (ст. 13 ЖК РФ).
Таким образом, вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
На момент разрешения заявленного спора здание общежития в ведение органов местного самоуправления не передавалось, спорное жилое помещение находится в государственной собственности, а именно в собственности субъекта РФ - Омской области в лице Министерства имущественных отношений, распоряжение об исключении данного помещения из состава специализированного жилищного фонда не издавалось.
Действия собственника по переоборудованию части жилых и нежилых помещений в здании, находящемся в государственной собственности, в одно жилое помещение, каких-либо прав истца на данное помещение не порождает.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка оформления документов отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования по договору социального найма, законодательство не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении.
Исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима в материалах дела отсутствует.
В данном случае, истец фактически просит понудить собственника совершить указанные действия, что в силу вышеуказанного, недопустимо, поскольку вопрос изменения статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции его собственника и является его правом, а не обязанностью. Понуждение собственника к исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав жилищного фонда социального использования, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом, проживание семьи Плюсниной А.С, состоящей из двух человек, в спорном переоборудованном помещении, площадью 68, 8 кв.м, как с устного разрешения руководства Министерства имущественных отношений Омской области, так и без такового, и оплата жилищно-коммунальных услуг в связи с пользованием ими, не влечет признания за истцом права на проживание на основании договора социального найма.
Доказательств того, что на момент вселения в спорное жилое помещение истец был в установленном порядке признан малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, состоял в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма и был вселен в спорное помещение, предназначаемое для заселения по договору социального найма, в порядке очереди, в материалы дела не представлено.
При этом, не был заключен и договор социального найма или найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, предметом которого являлась спорная квартира.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что после переоборудования Плюснина А.С. и член ее семьи пользуются спорной квартирой при отсутствии надлежащего договора, что не является согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения жилищных прав.
Кроме того, сам по себе факт включения квартиры в фонд социального использования, во всяком случае, на жилищные права истца не повлияет, поскольку данное обстоятельство не порождает у истца безусловного права претендовать на предоставление занимаемой квартиры на условиях договора социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма относится к исключительной компетенции собственника жилья или уполномоченного им лица (ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, основывающиеся на судебной практике по жилищным спорам, подлежат отклонению, поскольку в российском гражданском процессуальном законодательстве отсутствует такой официальный источник права как судебный прецедент (ст. 1 ГПК РФ).
Иных доводов, которые имели бы правовое значение для разрешения спора и могли бы повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Омска от 09 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.