Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Закатовой О.Ю, судей Бондаренко Е.И, Денисовой Е.В, с участием прокурора Ярцева Ю.В, при секретаре Яблоковой О.О, рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 марта 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 19 декабря 2019 года, которым на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный возложена обязанность обеспечить Александрову Анну Николаевну за счет средств бюджета Владимирской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в границах г. Гусь-Хрустальный, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Закатовой О.Ю, объяснения прокурора Ярцева Ю.В, Александрову А.Н, возражавших относительно удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Александровой А.Н. обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный предоставить Александровой А.Н. жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г. Гусь-Хрустальный, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование требований указано, что Александрова А.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец Александров А.А. скончался 10.07.2004, мать Александрова Л.Г. решением суда лишена родительских прав. Опекуном несовершеннолетней была назначена Карандашева И.Г. Какого-либо жилья в собственности Александрова А.Н. не имеет. Александрова А.Н. зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: г ****, которое принадлежит на праве собственности Карандашевой И.Г. По результатам обращения к ответчику о предоставлении жилого помещения, истец получила отказ, но после судебного решения, которым отказ во включении несовершеннолетней в список детей-сирот, признан недействительным, Александрова А.Н. включена в список за - 18.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Голубева Е.В. поддержала требования иска и просила его удовлетворить.
Александрова А.Н, в чьих интересах заявлен иск, также поддержала требования иска. Суду пояснила, что жилья на каком-либо праве не имеет. По месту жительства зарегистрирована в Уржумском районе с. Большой Рой в жилом доме, принадлежащем на праве собственности иным лицам.
Представитель ответчика -администрации МО г.Гусь-Хрустальный Егорова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исковые требования прокурора полагала необоснованными.
Представитель третьего лица - департамент образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных суду письменных возражениях на иск указал, что предоставление жилья детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет субвенций выделяемых из бюджета субъекта РФ. На муниципальное образование г. Гусь-Хрустальный на 2019 год выделена субвенция 11 829, 7 тыс. руб, планируется приобрести 11 квартир для лиц указанной категории. Александрова А.Н. в списке по МО г. Гусь-Хрустальный значится под порядковым номером 18, в областном сводном списке под N 349. Также сослался на право Александровой А.Н. на ежемесячную денежную компенсацию платы за поднаем одного жилого помещения.
Представитель третьего лица - управления образования администрации МО г. Гусь-Хрустальный Жерихов В.В. поддержал исковые требования прокурора. Между тем указал, что право Александровой А.Н. на обеспечение жилым помещением может быть реализовано только в порядке очередности по списку, так как внеочередное предоставление жилого помещения может нарушить права лиц, находящихся в списке детей-сирот до заявителя.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО г. Гусь-Хрустальный просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в действующем законодательстве отсутствует норма о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке. Жилье истцу Александровой А.Н. должно быть предоставлено в порядке очередности по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также заявитель полагает, что обеспечение жильем должно производиться в том муниципальном образовании, в котором гражданин данной категории зарегистрирован по месту жительства.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие представителя ответчика администрации МО г.Гусь-Хрустальный, представителей третьих лиц управления образования МО г. Гусь-Хрустальный, департамента образования администрации Владимирской области, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела по факсимильной связи. Каких-либо процессуальных ходатайств от указанных юридических лиц до начала рассмотрения дела судебной коллегии не поступило.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Во Владимирской области отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы законом Владимирской области от 03 декабря 2004 года N 226-ОЗ "О государственной и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где в ст.8 закреплено право однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Александрова А.Н. **** года рождения в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, её отец Александров Н.А. умер 10.07.2004, о чем свидетельствует актовая запись о смерти N ****, произведенная отделом ЗАГС Уржумского района Кировской области.
Мать Александрова Л.Г. решением Уржумского районного суда от 10.02.2009 лишена родительских прав.
Распоряжением главы администрации Уржумского муниципального района N301 от 07.04.2008 над Александровой А.Н. установлена опека, ребенок передан на попечение Карандашевой И.Г.
На момент утраты попечения Александрова А.Н. была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по адресу: Кировская область, Уржумский район, с.Большой Рой, ул. Заречная, 13, который принадлежит Макарову Г.И, умершему 21.09.2006. По месту пребывания Александрова А.Н. зарегистрирована с 09.08.2016 в квартире по адресу: ****, принадлежащей Карандашевой И.Г.
Решением Гусь-Хрустального городского суда от 04.06.2014 признан незаконным отказ начальника управления образования администрации МО г. Гусь-Хрустальный во включении Александровой А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по МО г. Гусь-Хрустальный.
На основании решения суда приказом начальника управления образования администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 16.07.2014 Александрова А.Н. включена в муниципальный список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения или собственником жилого помещения.
В настоящее время Александрова А.Н. в списке по муниципальному образованию находится под N18, а в областном сводном списке под N349.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска. При этом суд исходил из того, что право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Александровой А.Н, относящейся к категории лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при достижении 18-летнего возраста и по завершении получения общего среднего образования, то есть 24.02.2017, что следует из материалов дела.
Между тем жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, она не обеспечена.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности, суд признал заявленные требования Александровой А.Н. обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не являются законным основанием для отказа в обеспечении истца, как лица из числа детей -сирот жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Нормы права, регулирующие вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится истец, приведены судом в мотивировочной части решения, неправильного применения норм материального права судом не допущено.
Не убедительными находит судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья Александровой А.Н. подлежит в порядке очередности, поскольку законом такого порядка не предусмотрено.
Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
По своей сути формирование администрацией области списка детей -сирот, не означает установление очередности среди указанной категории граждан, а лишь констатирует уполномоченным на то органам наличие предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иной довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем истца должно производиться муниципальном образованием, в котором истец постоянно зарегистрирована по месту жительства, также является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна осуществляться по месту постоянного проживания ребенка, которым для истца Александровой А.Н. является г. Гусь-Хрустальный, что установлено вступившим в законную силу решением суда от 04.06.2014, и во исполнении которого Александрова А.Н. включена в список по муниципальному образованию г. Гусь-Хрустальный детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю.Закатова
Судьи Е.И. Бондаренко
Е.В. Денисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.