СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А, судей Ушаковой Л.В, Шерстнёвой А.А, при секретаре Микушевой А.И, рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 декабря 2019 года, которым обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" предоставить Фроловой М.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО "Сыктывкар".
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фролова М.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В судебном заседании Фролова М.В. на иске настаивала.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" иск не признали.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отсутствие бюджетных средств на исполнение решения суда.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Фролова М.В. родилась "Дата обезличена" в г.... области, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители - ФИО10. и ФИО11 - были лишены родительских прав в отношении истицы решением... районного суда... области от 30.07.2010 по гражданскому делу N "Номер обезличен". ФИО10 умерла "Дата обезличена".
Приказом Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару от 08.11.2009 N "Номер обезличен" над истицей была установлена опека со стороны ФИО13 Местом жительства истицы было определено место жительства опекуна.
Прав пользования в отношении какого-либо жилого помещения за истицей не закреплялось.
02.06.2016 попечитель истицы обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список).
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 15.06.2016 N "Номер обезличен" было принято решение о включении истицы в Список.
Письмом от 15.06.2016 администрация МО ГО "Сыктывкар" уведомила истицу о принятом решении.
В связи с достижением совершеннолетия попечительство над истицей было прекращено.
19.06.2015 истица закончила обучение в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N "Номер обезличен" с углублённым изучением немецкого языка". 29.06.2019 истица закончила обучение в ПОУ "Сыктывкарский... ". Однако к настоящему времени жилым помещением для проживания истица не обеспечена.
Истица проживает и сохраняет регистрацию в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен", принадлежащем на праве собственности её прежнему опекуну (попечителю) ФИО13 Каких-либо самостоятельных жилищных прав на указанное жилое помещение истица не приобрела.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими возникшие правоотношения, исходил из того, что поскольку Фролова М.В. не имеет в собственности или по договору найма жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена на территории МО ГО "Сыктывкар" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, жилым помещением не обеспечена, то имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам, которыми подтверждается объективная нуждаемость истца в пригодном для проживания жилом помещении.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Фактически в апелляционной жалобе право истца на получение жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости внеочередного предоставления истцу жилого помещения, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Отсутствие бюджетных средств в 2019 году для предоставления истцу жилого помещения на условиях специализированного найма также не влечет отмену решения суда, поскольку указанное апеллянтом обстоятельство не должно влиять на право истца по обеспечению жилым помещением.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в региональном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.