Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "Итера" Апанасова В.А. на постановление судьи Боровского районного суда Калужской области от 09 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Итера", У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Боровского районного суда Калужской области от 09 декабря 2019 года акционерное общество "Итера" (далее АО "Итера") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением судьи районного суда, законный представитель общества Апанасов В.А. обратился с жалобой в Калужский областной суд, в которой просит отменить постановление судьи Боровского районного суда Калужской области от 09 декабря 2019 года, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав законного представителя АО "Итера" Апанасова В.А, защитника общества по доверенности Дмитриева В.С, поддержавших доводы жалобы, представителей Управления по доверенностям Мохову С.А, Грудева А.В, полагавших, что решение судьи районного суда является законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Основой для правового регулирования в сфере ветеринарной безопасности является Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
В соответствии со ст. 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 213 утверждены ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, 09 октября 2019 года в ходе планового исследования продукции АО "Итера" (Боровский район Калужской области), выработанной 07 октября 2019 года был выявлен геном вируса африканской чумы свиней.
09 октября 2019 года проба колбасного изделия, в результате исследования которой была выявлена ДНК вируса африканской чумы свиней в ГБУ КО "Областные СББЖ и ветеринарная лаборатория" была направлена в ФГБНУ ФИЦВиМ (Владимирская область) для дополнительного лабораторного исследования.
После получения информации о выявлении генома вируса африканской чумы свиней, производство и реализация продукции была приостановлена для принятия необходимых мер по недопущению распространения вируса АЧС.
Результатом экспертизы N 9040 ФГБНУ ФИЦВиМ Владимирской области от 10 октября 2019 года вирус африканской чумы свиней был подтвержден.
В связи с выявлением ДНК вируса африканской чумы свиней в готовой продукции АО "Итера" в адрес общества было направлено предостережение комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 09 октября 2019 года с целью предупреждения совершения правонарушений ветеринарного законодательства.
В соответствии с приказом комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 10 октября 2019 года N 521 ветеринарными специалистами ГБУ КО "Боровская районная СББЖ" осуществлен выезд в АО "Итера", для проведения эпизоотического обследования, определения границ эпизоотического очага, первой и второй угрожаемой зоны, а также для определения наличия возможных инфицированных объектов, вероятных источников и путей заноса возбудителя АЧС, возможных путей его распространения и при необходимости отбора проб готовой продукции, а также сырья используемого для ее изготовления.
В результате проведенного обследования установлено, что АО "Итера" содержание и убой свиней не осуществляет. Деятельность АО "Итера" направлена на переработку и выпуск готовой животноводческой продукции, занимается изготовлением колбасных изделий из сырья, поступающего по договорам поставки и кондитерских изделий. Определить эпизоотический очаг не представилось возможным. Установлено, что АО "Итера" попадает под установленные пунктом 11 Правил признаки инфицированного объекта. Однако, карантин в целях ликвидации заболевания АЧС установлен не был, в связи с тем, что Правилами не установлены отдельные требования по введению ограничительных мер (карантина) в отношении инфицированных объектов.
В связи с чем, для осуществления мероприятий на инфицированном объекте 10 октября 2019 года был утвержден и согласован: генеральным директором АО "Итера" Апанасовым В.А, председателем комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области Соколовским С.И, и.о. начальника ГБУ КО "Боровская районная СББЖ" Локтиной А.Е. план мероприятий по недопущению распространения вируса африканской чумы свиней на территории АО "Итера", во исполнение которого в соответствии с п. 2 был введен запрет отгрузки сырья животного происхождения и всей продукции животноводства до принятия особого решения.
10 октября 2019 года генеральному директору АО "Итера" внесено требование комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области о необходимости неукоснительного соблюдения требований ветеринарного законодательства в целях недопущения распространения вируса АЧС.
11 октября 2019 года состоялось заседание специальной противоэпизоотической комиссии Калужской области.
В целях осуществления контроля комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области на основании распоряжения о проведении проверки от 10 октября 2019 года проводил 11, 15, 16, 17, 24 октября 2019 года внеплановую выездную проверку АО "Итера", по результатам которой 24 октября 2019 года был составлен акт проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 163 С/19.
После окончания проведения указанной проверки, 27 октября 2019 года председателем комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области Соколовским С.И. руководителю АО "Итера" Апанасову В.А. было сообщено, что комитет не возражает против возобновления работы предприятия в полном объеме, в том числе отправку для реализации продукции, выработанной на АО "Итера" Боровского района Калужской области.
Однако, в ходе проведенной 28 октября 2019 года проверки Управлением Россельхознадзора по Калужской области АО "Итера" по адресу: Калужская область, Боровский район, Балабаново -1, ул. Ворошилова, д. 1 было выявлено, что в период с 17 октября 2019 года по 24 октября 2019 года общество осуществляло отгрузку с целью реализации 3407 партий продукции животного происхождения, содержащей продукцию свиноводства, то есть во время действия запрета, в нарушение пунктов 24.2, 24.1 "Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней", утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 мая 2016 года N 213.
Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения АО "Итера" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства и вина общества, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том, числе: протоколом об административном правонарушении от 25 октября 2019 года; приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 10 октября 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ; актом эпизоотического обследования от 10 октября 2019 года; планом мероприятий по недопущению распространения вируса африканской чумы свиней на территории АО "Итера" Боровского района Калужской области; результатом исследований по экспертизе N 3126 Д от 09 октября 2019 года; справкой о проведении мероприятий по контролю от 25 октября 2019 года; предписанием об устранении выявленного нарушения от 25 октября 2019 года; разрешением Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 27 октября, в том числе отправку реализации продукции, выработанной на АО "Итера"; актом проверки от 24 октября 2019 года; предостережением от 09 октября 2019 года; требованием от 10 октября 2019 года, и иными материалами дела.
Каждое доказательство получило оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Таким образом, совершенное АО "Итера" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что обществом не были допущены нарушения положений Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" и Ветеринарных правил N 213, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, и обоснованно был отвергнут по основаниям, подробно изложенным в обжалуемом судебном постановлении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Кроме того, как следует из пояснений представителя комитета Ветеринарии при правительстве Калужской области Линючева Ю.А, представителя ГБУ КО "Боровская районная СББЖ", данными в судебном заседании в суде первой инстанции 28 ноября 2019 года, и подтвержденные в ходе настоящего судебного заседания представителями Россельхознадзора, приказом Министерства Сельского хозяйства N 213 регулируется порядок недопущения вируса АЧС на территорию Российской Федерации и как с ним бороться. Согласно Правилам, эпизоотическим очагом признается место, где пали живые свиньи. Ввиду того, что АО "Итера" является мясоперерабатывающим предприятием и вся продукция пришла по ветеринарно-сопроводительным документам, живых свиней, животных на территории предприятия не находится, предприятие занимается переработкой продукции, то есть из сырья. Законодательно нигде не прописано, как действовать в рамках закона на таких предприятиях. Поэтому были взяты за основу 213 Ветеринарные правила, которые действуют на всех заразных заболеваниях и разработан план мероприятий для недопущения распространения вируса африканской чумы свиней на территории АО "Итера".
Довод жалобы законного представителя общества о том, что когда были осуществлены отгрузки с 17 по 24 октября 2019 года, запрет не действовал, со ссылкой на письмо комитета Ветеринарии при Правительстве Калужской области N 3140-19 от 17 октября 2019 года, обоснованно не принят во внимание судьей районного суда, так как он является несостоятельным и не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из акта проверки от 24 октября 2019 года, проверка комитетом ветеринарии еще проводилась и 17 и 24 октября 2019 года, по результатам проведения которой, запрет на отгрузку был снят комитетом только лишь 27 октября 2019 года, о чем свидетельствует письмо председателя комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области Соколовского С.И. от 27 октября 2019 года руководителю АО "Итера" Апанасову В.А, согласно которому комитет не возражает против возобновления работы предприятия в полном объеме, в том числе отправку для реализации продукции, выработанной на АО "Итера" Боровского района Калужской области.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования ветеринарных правил, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечение АО "Итера" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание АО "Итера" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.2, 4.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного им административного правонарушения и его имущественного и финансового положения, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции части 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда о совершении указанного правонарушения АО "Итера" и его виновности, в связи, с чем подлежат отклонению, как необоснованные.
Каких-либо иных доводов, являющихся основанием для отмены принятого по делу судебного постановления, в жалобе не приведено.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Боровского районного суда Калужской области от 09 декабря 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, в отношении АО "Итера" оставить без изменения, жалобу директора генерального директора АО "Итера" Апанасова В.А. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.