Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А, судей Евсютиной Е.И. и Сычева Ю.В, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" на решение Людиновского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года по административному исковому заявлению Филатова Дмитрия Николаевича к призывной комиссии города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области, военному комиссариату города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области, военному комиссару города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области об оспаривании решения призывной комиссии, УСТАНОВИЛА:
21 июня 2019 года Филатов Д.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии по городу Людиново, Людиновскому и Жиздринскому районам Калужской области от 04 апреля 2019 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложив на указанную призывную комиссию обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований Филатов Д.Н. сослался на то, что в период с 2008 года и по 2013 год проходил обучение по очной форме обучения в ФГБОУ высшего профессионального образования "Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, в связи с чем ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу. По окончании обучения от призыва на военную службу он не уклонялся, повестки с вызовом для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу в его адрес не поступали. Полагает, что зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных на то оснований, является неправомерным и нарушает его права и законные интересы.
Административный истец Филатов Д.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители призывной комиссии города Людиново, Людиновского и Жиздринского района Калужской области, военного комиссариата города Людиново, Людиновского и Жиздринского района Калужской области, военного комиссара города Людиново, Людиновского и Жиздринского района Калужской области, извещавшиеся о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года было постановлено: признать незаконным и отменить решение призывной комиссии города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области от 04 апреля 2019 года о признании Филатова Дмитрия Николаевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать отдел военного комиссариата города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области выдать Филатову Дмитрию Николаевичу, 31 октября 1991 года рождения, военный билет.
На данное решение суда поступила апелляционная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Калужской области", в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебной коллегией установлено, что полномочия ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" на обжалование в апелляционном порядке вышеуказанного судебного акта вытекают из Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609.
Так, согласно пункту 20, подпунктам 5 и 24 пункта 21, военный комиссариат субъекта Российской Федерации возглавляет военный комиссар, который утверждает Положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает военным комиссарам муниципальных образований доверенности на осуществление служебной деятельности, а также организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из этого, оснований полагать, что у ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" отсутствовали полномочия на подачу апелляционной жалобы, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" Кудиновой А.В, поддержавшей жалобу, Филатова Д.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности (ч.1).
Из материалов дела видно, что Филатов Д.Н, 31 октября 1991 года рождения, на воинский учет был принят 08 февраля 2008 года в военном комиссариате города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области.
Решением призывной комиссии города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области от 12 ноября 2009 года Филатову Д.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период с 2008 года по 2013 год на основании подпункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как обучающемуся по очной форме обучения в высшем учебном заведении - Брянском государственном университете имени академика ИГ.Петровского.
Вступившим в законную силу приговором Брянского районного суда Брянской области от 13 марта 2012 года Филатов Д.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 Уголовного кодекса РФ и ему было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком на шесть месяцев. Окончание срока отбытия наказания Филатова Д.Н. - 23 марта 2014 года.
Решением призывной комиссии по городу Людиново, Людиновскому и Жиздринскому районам Калужской области от 04 апреля 2019 года Филатов Д.Н. был зачислен в запас по достижении предельного возраста (27 лет) как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.8).
Филатов Д.Н. не согласился с указанным решением призывной комиссии, оспорил его, обратившись в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Признавая незаконным оспариваемое решение призывной комиссии, суд первой инстанции исходил из того, что Филатов Д.Н. не прошел военную службу по призыву в связи с тем, что в отношении него военным комиссариатом не были проведены своевременно до достижения им возраста 27 лет мероприятия по его призыву на военную службу. Основания для применения в отношении Филатова Д.Н. положений пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службы по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяется Положением о призыве на военную службу.Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В силу пункта 34 указанного Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу пункта 17 названного Положения при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии с пунктом 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Пунктом 19 Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
На основании пункта 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток граждан, подлежащих призыву.
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными положениями закона, регулирующими возникшие правоотношения, в результате чего обосновано признал незаконным оспариваемое решение призывной комиссии, поскольку после прекращения действия предоставленной Филатову Д.Н. отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением и погашения у него имеющейся судимости (23 марта 2014 года), мероприятий, связанных с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом не проводилось, в материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью свидетельствующие о направлении ему соответствующих установленным требованиям повесток о необходимости явки в военный комиссариат и, учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала.
Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС Российской Федерации, с которой соглашается судебная коллегия.
Учитывая, что обязанность военного комиссариата выдать военный билет возникает с момента принятия призывной комиссией решения о зачислении гражданина в запас как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет, судебная коллегия полагает необходимым абзац 2 резолютивной части решения районного суда изложить в следующей редакции: "Обязать призывную комиссию города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области принять решение в отношении Филатова Д.Н. в соответствии с действующим законодательством".
Апелляционная жалоба не содержит основанных на доказательствах доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, основанного на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, соответствующего требованиям закона.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, по делу судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения Людиновского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года изложить в следующей редакции: "Обязать призывную комиссию города Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области принять решение в отношении Филатова Д.Н. в соответствии с действующим законодательством".
В остальной части решение Людиновского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.