Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Евсютиной Е.И, судей Боярищевой Е.О, Плаксиной И.Н, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управы города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Боринских Федора Анатольевича к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управе города Калуги об оспаривании решений, УСТАНОВИЛА:
20 августа 2019 года Боринских Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил признать незаконными отказы Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги от 09 августа 2019 года N, от 18 октября 2019 года N; обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги объединить земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 941 кв.м и 40626:000295:25 площадью 30 кв.м, утвердить схему расположения нового земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить образованный земельный участок в собственность за плату для эксплуатации принадлежащего ему (административному истцу) здания.
В обоснование доводов указал, что является собственником здания торгово-офисного назначения, расположенного на земельном участке площадью 941 кв.м. В целях оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации здания, обратился с заявлением об объединении земельного участка площадью 941 кв.м. и смежного с ним земельного участка площадью 30 кв.м для последующего предоставления в собственность за плату, на что получил отказ, с которым не согласен.
Боринских Ф.А. в судебное заседание не явился, его представитель Минибаева М.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Представитель административных ответчиков Костина И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.
Представитель заинтересованного лица Управления экономики и имущественных отношений города Калуги Феллер И.С. в судебном заседании при разрешении требований административного иска полагалась на усмотрение суда.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 ноября 2019 года требования административного иска удовлетворены частично, постановлено:
признать отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, выраженный в письменном уведомлении N от 09 августа 2019 года незаконным;
признать отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, выраженный в письменном уведомлении N от 18 октября 2019 года незаконным;
обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги в полном объеме устранить нарушение прав Боринских Федора Анатольевича при разрешении вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, объединения земельных участков и предоставления земельного участка в собственность за плату для эксплуатации здания, рассмотреть заявления Боринских Федора Анатольевича от 10 июля 2019 года и от 23 сентября 2019 года.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Костину И.С, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного истца Минибаеву М.В, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодека Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Боринских Ф.А. является собственником нежилого здания торгово-офисного назначения со встроенным подземным туалетом, общей площадью 1 401, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 941 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования - здание торгово-офисного назначения с встроенным подземным общественным туалетом, находится в муниципальном собственности.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 30 кв.м находится в муниципальной собственности, является смежным с земельным участком с кадастровым номером N, имеет вид разрешенного использования - для использования в целях эксплуатации временного сооружения для торговли цветами и сопутствующими товарами, являющегося объектом движимого имущества, свободен от прав третьих лиц, фактически используется для прохода с улицы Кирова города Калуги к принадлежащему административному истцу объекту капитального строительства.
Боринских Ф.А. обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с заявлением от 22 февраля 2019 года, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1138 кв.м (подлежит образованию путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N расположенного по адресу: "адрес" для эксплуатации нежилого здания и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
По результатам рассмотрения обращения Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги 22 марта 2019 года N 3257/06-19 в адрес Боринских Ф.А. направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Отказ основан на том, что Боринских Ф.А. не представил обоснования того, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации здания торгово-офисного назначения в заявленных площади и границах; часть испрашиваемого земельного участка является территорией, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания, расположенного по адресу: "адрес"; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Боринских Ф.А, не согласившись с данным отказом, обратился в суд о его оспаривании.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 июня 2019 года в удовлетворении требований Боринских Ф.А. отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о непредставлении административным истцом доказательств нуждаемости в земельном участке общей площадью 201 кв.м. сформированном за счет фактического присоединения земельных участков из состава свободных муниципальных земель, собственность на которые не разграничена по точкам 1-2-3-28-29-30-31-1 и по точкам 10-11-12-13-14-15-16-10 (дело N N), что может привести к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Выводов о необоснованности требований административного истца в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 30 кв.м и его предоставления для эксплуатации здания решение суда не содержит.
С учетом решения суда от 14 июля 2019 года Боринских Ф.А. обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с заявлением от 10 июля 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 971 кв.м, предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для эксплуатации нежилого здания, объединении земельных участков, представив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок подлежит образованию путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N, необходим для эксплуатации здания и прохода к нему со стороны улицы Кирова г. Калуги и не включает иные земельные участки общей площадью 201 кв.м из состава свободных муниципальных земель, собственность на которые не разграничена по точкам 1-2-3-28-29-30-31-1 и по точкам 10-11-12-13-14-15-16-10 (дело N N).
По результатам рассмотрения обращения Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги 09 августа 2019 года N в адрес Боринских Ф.А. направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Отказ содержит ссылку на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и основан на том, что земельные участки имеют разные виды разрешенного использования.
23 сентября 2019 года Боринских Ф.А. обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с дополнением к заявлению от 10 июля 2019 года, в котором просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N таким образом, чтобы его можно было объединить с земельным участком с кадастровым номером N, а затем утвердить схему расположения земельного участка и предоставить за плату для эксплуатации здания.
По результатам рассмотрения обращения Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги 18 октября 2019 года N в адрес Боринских Ф.А. направлено уведомление об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указано, что ранее земельный участок площадью 30 кв.м был предоставлен в аренду для эксплуатации временного сооружения. В настоящее время договор прекращен, объект демонтирован, вид разрешенного использования "для эксплуатации здания торгово-офисного назначения с встроенным подземным туалетом" не предусмотрен перечнем основных видов разрешенного использования.
Разрешая спор и признавая незаконными отказы Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, выраженные в письменных уведомлениях N от 09 августа 2019 года, N от 18 октября 2019 года, суд пришел к обоснованному выводу, что в силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, в связи с чем у административных ответчиков не имеется препятствий для установления единого для двух земельных участков, находящихся в ведении муниципального образования "Город Калуга", вида разрешенного использования, соответствующего Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Калуга", классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, а также фактическому использованию земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы, которые также были заявлены в возражениях на административный иск, что объединение земельных участков приведет к образованию препятствий для рационального использования земельных участков, нарушению требований пожарной безопасности и правил эксплуатации объектов недвижимости, подлежат отклонению, поскольку суд не вправе признать обоснованными оспариваемые решения со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения (абзац 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 от 27.09.2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Учитывая изложенное, решение суда, по сути возлагающее обязанность на орган публичной власти повторно рассмотреть поданные заявления, является законным и обоснованным.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управы города Калуги - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.