Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Евсютиной Е.И. и Сычева Ю.В, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе Головня Д.Ю. на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 19 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Головня Дмитрия Юрьевича к отделу социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области об оспаривании решения, УСТАНОВИЛА:
19 августа 2019 года Головня Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области, в котором просил признать незаконным решение, выраженное в письме N 526 от 20 мая 2019 года, о прекращении предоставления ему меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В обоснование административного иска Головня Д.Ю. указал, что он в соответствии с Федеральным Законом от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, поскольку в период с 26 апреля 1986 года по 06 апреля 2004 года он проживал в городе Новозыбков Брянской области, который находился в зоне отселения, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 указанного Закона за ним признано право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска. На протяжении 20 лет ему ежегодно предоставлялся работодателями дополнительный отпуск 14 календарных дней, который оплачивался административным ответчиком в бесспорном порядке. Административный истец обратился в отдел социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" по вопросу оплаты предоставленного работодателем дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, однако письмом N526 от 20 мая 2019 года было сообщено, что оплата указанного дополнительного отпуска ему прекращена. Считает данное решение о прекращении оплаты дополнительного отпуска незаконным, нарушающим его права, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Административный истец Головня Д.Ю, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Халилова Н.С, принимавшая участие в рассмотрении дела, требование административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика - отдела социальной политики Малоярославецкой районной администрации МР "Малоярославецкий район" Калужской области, а также представитель заинтересованного лица - Министерства труда и социальной защиты Калужской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 19 сентября 2019 года в удовлетворении указанного административного искового заявления Головня Д.Ю. было отказано.
В апелляционной жалобе Головня Д.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Калужской области Алексеевой Н.Е, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Головня Д.Ю. в периоды с 26 апреля 1986 года по 01 июля 1991 года и с 15 июня 1993 года по 06 апреля 2004 года был зарегистрирован и проживал в городе Новозыбков Брянской области (л.д.13).
Администрацией города Новозыбков Брянской области 14 марта 1994 года Головне Д.Ю. было выдано удостоверение серии АЗ N 012049 как лицу, проживающему в зоне отселения с 26 апреля 1986 год по 01 июля 1991 года и имеющему право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д.11).
Министерством по делам семьи, демографии и социальной политике Калужской области 25 сентября 2014 года Головне Д.Ю. выдано удостоверение серии АК N 021379 как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения и проживавшему в указанной зоне в периоды с 26 апреля 1986 года по 01 июля 1991 года и с 15 июня 1993 года по 06 апреля 2004 года и имеющему право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д.12).
Головня работает в муниципальном предприятии "Теплоснабжение". Приказом N 116 от 23 октября 2018 года ему был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 30 октября 2018 года по 12 ноября 2018 года. Также административному истцу была выдана справка N 5/2612 от 29 октября 2018 года для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней с 30 октября 2018 года по 12 ноября 2018 года, согласно которой размер оплаты дополнительного отпуска составляет 13 945 рублей 82 копеек (л.д.53).
За оплатой дополнительного отпуска Головня Д.Ю. обратился к административному ответчику. Письмом отдела социальной политики администрации МР "Малоярославецкий район" Калужской области N 526 от 20 мая 2019 года административному истцу было сообщено о том, что оплата дополнительного оплачиваемого отпуска ему прекращена в связи с тем, что законом не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения (л.д.9).
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не относится к категории граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя в виду следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как установлено судом, статус административного истца как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, подтверждается удостоверением, выданным в установленном порядке, и не оспаривался административным ответчиком и заинтересованным лицом.
Как следует из преамбулы к статье 17 Закона, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в пунктах 1-13 статьи 17 Закона.
Использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней как мера социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрена пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 декабря 2017 года N 40-П, выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года N 273-О и от 1 марта 2007 года N 26-О).
При этом в пункте 22 вышеназванного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки
Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Классификатор мер социальной поддержки, содержащий перечень получателей мер социальной поддержки, в котором под кодом "05 01 05 02" указаны граждане, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей. При этом в разделе 7 "Льготы" в качестве предоставляемой льготы указан дополнительный оплачиваемый отпуск, в числе лиц, которым он может быть предоставлен, лица, указанные под кодом "05 01 05 02", то есть выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Головня Д.Ю. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Таким образом, имеются правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения о прекращении предоставления Головне Д.Ю. меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Головня Д.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 (пункт 4 часть 2), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 19 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Головня Д.Ю.
Признать незаконным решение заведующего отделом социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области, выраженное в письме от 20 мая 2019 года N 526, о прекращении предоставления Головне Д.Ю. меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.