Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В., судей Арслановой Е.А. Спиридонова А.Е.
при секретаре ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Кудряшова Виталия Геннадьевича к администрации Вурман- Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, понуждении к исполнению в натуре обязанности по предоставлению земельных участков в счет изымаемых, поступившее по апелляционной жалобе Кудряшова В.Г. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2019 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А, судебная коллегия
установила:
Кудряшов В.Г. обратился в суд с уточненным иском к администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании нарушенными его прав, об изъятии принадлежащих ему земельных участков для муниципальных нужд, возложении обязанности по предоставлению новых земельных участков в счет изымаемых.
Иск мотивирован тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов, торговли, обмена, закупки сельскохозяйственной продукции.
Администрация Вурман- Сюктерского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером N в 2010 году построила электроподстанцию, не согласовав ее строительство с ним, как с собственником участка. Кроме того, по его земельному участку проходит дорога, которой пользуются жители сельского поселения. Таким образом, он не имеет возможности пользоваться земельным участком по назначению, в то время как налоговая инспекция продолжает взыскивать с него налоги за земельный участок.
На его жалобы по поводу занятия земельного участка объектами электрохозяйства глава Вурман- Сюктерского сельского поселения обещал предоставить ему другой земельный участок взамен занятого объектами электроэнергетики и дороги, а оставшуюся часть земельного участка перевести в вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Однако администрация сельского поселения уклоняется от исполнения данных обязанностей.
В 2015 году истец размежевал свой земельный участок с кадастровым номером N, сформировав два земельных участка с кадастровыми номерами N, площадью "данные изъяты" кв.м, и N, площадью "данные изъяты" кв.м, которые поставлены на кадастровый учет в ЕГРН со статусом "временный".
По территории земельного участка с кадастровым номером N размещена автодорога. Земельный участок с кадастровым номером N сформирован полностью под размещение линии электропередачи и подстанцию. Факт расположения объектов электропередачи и дороги на территории земельного участка с кадастровым номером N подтверждается приложениями к иску: ситуационным планом, составленным на основании публичной кадастровой карты; фотоматериалами.
Ссылаясь на ст. 281 ГК РФ, истец указал, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. Плата за земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. По соглашению с собственником взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Процедура изъятия земельных участков установлена положениями ст.ст. 11.2, 11.3, 49, 56.6 Земельного кодекса РФ.
В связи с непринятием решения администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, имущественные права собственника земельного участка на равноценное возмещение фактически изъятой земли нарушены. С учетом положений ст. 12, 15, 16, 281, 1069 ГК РФ Земельного кодекса РФ, истец просил:
- признать нарушенными его имущественные права собственника земельного участка и права на равноценное возмещение стоимости фактически изъятой земли.
- возложить на администрацию Вурман- Сюктерского сельского поселения "адрес" Чувашской Республики обязанность изъять в установленном законом порядке, сформированный земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов торговли, обмена, закупки сельскохозяйственной продукции сформированный из принадлежащего Кудряшову В.Г, на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв. метров, на котором в данное время установлена трансформаторная подстанция для электроснабжения.
-возложить на ответчика обязанность изъять в установленном законом порядке земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный там же, имеющий ту же категорию земель, сформированный из того же земельного участка, на котором проложена дорога на "адрес".
Общая кадастровая стоимость земельных участков составляет 8350476, 75 руб.
Возложить на администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность в счет возмещения за изъятые земельные участки предоставить в собственность Кудряшову В.Г.:
-земельный участок согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером образуемого земельного участка N, площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб. расположенный по адресу: Чувашская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов с переводом вида разрешенного использования: для строительства объектов торговли, обмена, закупки сельскохозяйственной продукции, на вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства с обозначениями характерных точек границ земельного участка;
- земельный участок согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером образуемого земельного участка N, проектной площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб. адрес: "адрес", с видом разрешенного использования для осуществления деятельности КФХ;
- земельный участок с кадастровым номером N, статус: временный, земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для деятельности КФХ, по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровой стоимостью 18150 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером N, статус: временный, земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для деятельности КФХ, по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб, и еще 13 земельных участков согласно представленным истцом схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территорий с кадастровыми номерами N, N), N, N, N, N, N, N общей кадастровой стоимостью "данные изъяты" руб.
Судом принято вышеназванное решение, с которым не согласился Кудряшов В.Г, который в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое - об удовлетворении иска. Так, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что администрация сельского поселения не имеет отношения к строительству подстанции на его земельном участке, сославшись на отсутствие сведений в ЕГРН о границах земельного участка. Также безосновательным является вывод суда о том, что на земельном участке не имеется принадлежащих сельскому поселению автодорог, так как проезд по его участку существовал всегда. Суд сделал неверный вывод о том, что некоторые испрашиваемые земельные участки относятся к особо охраняемым территориям, а другие к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Считает, что доводы ответчика, положенные в основу решения суда, являются голословными, просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела, заслушав истца Кудряшова В.Г, поддержавшегоапелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Материалами дела подтверждается, что Кудряшову В.Г. на праве собственности с 17 июля 2009 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для строительства объектов торговли, обмена, закупки сельскохозяйственной продукции (выписка из ЕГРН от 19 июня 2019 года).
Земельный участок разделен на два участка, которые поставлены на кадастровый учет со статусом "временный" до 29.12.2021, это:
- земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
Участки имеют категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использованиям: "для строительства объектов торговли, обмена, закупки сельскохозяйственной продукции".
Как усматривается из пояснений сторон, фотоматериалов, представленного в материалы дела ситуационного плана участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", выполненного с применением аэрофотосъемки, на земельном участке имеются объекты электросетевого хозяйства и автодорога.
Находящиеся на земельном участке истца объекты - грунтовая дорога и электроподстанция с опорами и воздушными линиями электропередачи- в качестве объектов недвижимости на кадастровом учете не состоят, права на них за кем-либо в установленном порядке не зарегистрированы, в эксплуатацию они не вводились, доказательств обратного в дело не представлено.
В соответствии со ст.25 Земельногокодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п.3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п.6).
Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.1). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда (п.2).
Основания для изъятия земельных участков предусмотрены положениями ст. 49 ЗК РФ, согласно которой
изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрен главой 8.1 ЗК РФ.
Так, в силу п.3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов, в том числе, местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (п.п.1), утвержденными проектами планировки территории (п.п.2).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ. Такое решение должно быть обосновано: решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории, международным договором Российской Федерации, лицензией на пользование недрами или решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов, в том числе, местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (п.4 ст. 56.3 ЗК РФ).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает определенный порядок изъятия земельных участков у их правообладателей для муниципальных и государственных нужд, который в данном случае соблюден не был.
Решения уполномоченным органом об изъятии земельного участка не принималось. Кудряшов В.Г. не относится к тем лицам, за которыми законодательно закреплено право на обращение в органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст.56.4 ЗК РФ). Утвержденные документы территориального планирования и проекты планировки территории, предусматривающие наличие на земельном участке истца каких-либо коммуникаций, в том числе, автомобильных дороги и объектов электросетевых хозяйств, в дело не представлены.
Анализ вышеприведенных положений земельного и гражданского законодательства дает основание полагать, что у собственника земельного участка, подлежащего, по мнению такого собственника, изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать от уполномоченного органа выкупа у него этого земельного участка.
Ранее (до 2015 г.) действовал п. 7 ст. 23 ЗК РФ, который мог бы быть применен к спорным отношениям по аналогии, наделявший собственника земельного участка правом требовать понуждения к изъятию его участка публично-правовым образованием при чрезмерной обременительности для него публичного сервитута.
В настоящее время такая возможность действующим законодательством исключена, Земельный кодекс РФ напрямую не предусматривает возможности для землевладельца- гражданина к понуждению уполномоченных органов к принятию решения об изъятии земельного участка.
В случае фактического изъятия земельного участка и невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, действующим законодательством предусмотрены иные надлежащие и эффективные способы защиты права обладателей земельных участков. К таким способам относятся, в частности, иски о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившиеся в несовершении действий по изъятию у заявителя земельного участка в муниципальную собственность, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав на земельный участок, о возмещении убытков (ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ), об установлении платного сервитута.
Так, в п. 4 Обзора судебной практики по дела, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 разъяснено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Судом не могут быть удовлетворены требования, суть которых сводится к принятию действий, правомочия на совершение которых законом возложены на органы местного самоуправления, а не на судебные инстанции.
Так, в заявленном истцом виде иск также не мог быть удовлетворен в связи с тем, что суд не наделен компетенцией по предоставлению земельных участков взамен изымаемых, не вправе принуждать органы местного самоуправления к принятию решения об отчуждении взамен изымаемых конкретных земельных участков. Более того, многие из предложенных истцом к замене земельных участков не сформированы или согласно сведениям ЕГРН (отзыв ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по ЧР от 08.08.2019 N 2566) имеют других собственников.
Таким образом, вывод районного суда о применении истцом ненадлежащего способы защиты права является правильным.
Кроме того, для восстановления нарушенного права, истцу необходимо доказать факт такого нарушения, в первую очередь, - невозможность использования земельного участка по его назначению, доказательств чего истцом по делу не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, установленных ст. 330 ГПК РФ, не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Кудряшова В.Г. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В.Ярадаев
Судьи Е.А.Арсланова
А.Е.Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.