Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.
Судей Никитиной Т.А, Чулатаевой С.Г.
При секретаре Греховой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования на решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 29 июля 2019 года, которым постановлено: "В удовлетворении административного иска Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Клинку Денису Андреевичу о взыскании страховых взносов, пеней, - отказать".
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А, изучив материалы дела судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в суд с исковыми требованиями к Клинку Д.А, в которых просило взыскать с ответчика недоимку по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2 214 рублей 55 копеек, пени в сумме 71 рубль 70 копеек.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что Клинк Денис Андреевич был зарегистрирован в Государственном учреждении - Пермском региональном отделении Фонда социального страхования РФ в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию. Согласно сведениям, представленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Клинк Д.А. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя в связи с банкротством. При проведении камеральной проверки представленного страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленной учреждением по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.07.2016 г..N 260 (форма 4-ФСС) (далее - расчет по форме 4-ФСС) за 2016 год, специалистом отделения фонда было выявлено нарушение установленного срока уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На выявленную по результатам проверки недоимку по страховым взносам в общей сумме 10244 рубля 05 копеек, из них: 2214 рублей 55 копеек - образовалась за проверяемый период и после введения процедуры банкротства, были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 71 рубль 70 копеек. Справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, а также требование N 53066/нс об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени в добровольном порядке были направлены должнику заказным письмом (копия реестра на отправление корреспонденции прилагаются).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователем не оспаривалось, однако на дату направления настоящего заявления в суд задолженность перед Фондом социального страхования РФ в полном объеме не погашена. Таким образом, за страхователем числится задолженность перед Фондом социального страхования РФ в общей сумме 2 285 рублей 65 копеек, в том числе:2214 рублей 55 копеек - страховые взносы за 4 квартал 2016 года, 71 рубль 70 копеек - пени за 4 квартал 2016 года.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Государственной учреждение Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, поскольку выводы суда об отсутствии основания для восстановления пропущенного срока обращения в суд административный истец считает необоснованным. Полагает, что у суда имелись основания для восстановления срока обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного истца - Государственное учреждение Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации - Деменева Е.П. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Административный ответчик Клинк Д.А. в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель МРИФНС N 17 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Так, согласно статье 57 Конституции Российской Федерации - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователями признаются: юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Размер, порядок уплаты обязательных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страховой платеж) и иные вопросы, касающиеся обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с п. 2, 17 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", страхователь обязан: правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Пунктом 4 статьи 22 Закона Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установлено, что страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26.8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125- "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в случае неисполнения страхователем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган страховщика, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании), в том числе денежных средств на счетах в банке (иной кредитной организации) и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи территориальным органом страховщика заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции территориальным органом страховщика в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (ч.5 ст. 26.8 Закона N 125-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Клинк Денис Андреевич был зарегистрирован Межрайонной Инспекцией Федеральной Налоговой службы N 17 по Пермскому краю в качестве индивидуального предпринимателя с 07 декабря 2011 года, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23 августа 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 18.03.2019 г. (л.д. 25-27, 34).
Материалы дела содержат сведения, что ИП Клинк Д.А. был зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию (л.д. 28-32).
Из определения Арбитражного суда Пермского края по делу N ** от 20 мая 2019 года следует, что Клинк Д.А. решением суда от 23.08.2016 г. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества. Указанным определением завершена процедура реализации имущества в отношении Клинк Д.А, он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Отделением Фонда в отношении Клинк Д.А. была проведена камеральная проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за 2016 год.
В ходе проверки за 2016 год выявлена недоимка в размере 10244, 05 рублей, что подтверждается справкой N ** от 21.03.2017 года (л.д. 23).
В тексте иска отделение Фонда указывает, что из суммы 10244, 05 рублей 2214, 55 рублей - это недоимка за проверяемый период (4-й квартал 2016 года), и после введения процедуры банкротства, были также начислены пени в сумме 71, 70 рублей за 4-й квартал 2016 года.
21 марта 2017 года в адрес Клинк Д.А. оформлено требование N ** на уплату 2214, 55 рублей - недоимка по страховым взносам, 71, 70 рублей - пени на страховые взносы, подлежит исполнению в срок - до 10 апреля 2017 года (л.д. 22).
22 марта 2017 года данное требование направлено Клинку Д.А. почтовой корреспонденцией, о чем представлен список внутренних почтовых отправлений (л.д.24).
Требование Клинк А.А. не оспорено, задолженность не погашена.
29 декабря 2017 года отделение Фонда обратилась к мировому судье судебного участка N 4 Орджоникидзевского судебного района г.Перми Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Клинка Д.А. о взыскании с последнего недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию в сумме 2214, 55 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 71, 70 рублей (дело N **, л.д.1-6).
29 декабря 2017 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Клинка Д.А. недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию в сумме 2214, 55 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 71, 70 рублей (дело N **, л.д. 27).
16 августа 2018 г. от Клинка Д.А. поступило заявление об отмене судебного приказа на том основании, что решением арбитражного суда Пермского края от 23.08.2016 года в его отношении была введена процедура банкротства (дело N **, л.д. 41).
16 августа 2018 года судебный приказ от 29 декабря 2017 года был отменен (дело N **, л.д. 49).
19 марта 2019 года указанный судебный приказ был получен представителем отделения Фонда (л.д. 52).
29 марта 2019 года отделение Фонда обратилось с настоящим административным иском в Орджоникидзевский районный суд г.Перми (л.д.8-12а).
Разрешая заявленные требования и отказывая административному истцу в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 9 ст. 26.8 Федерального закона N 125 - ФЗ исходил из того, что административным истцом пропущен срок для подачи административного искового заявления.
При этом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока административному истцу было отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 286 КАС Российской Федерации срока на обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации)
Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за принудительным отысканием недоимки по обязательным платежам и санкциям, суд не счел возможным его удовлетворить, поскольку не усмотрел уважительности причин пропуска такового исходя при этом из того, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременной подачи административного искового заявления.
Также судом первой инстанции обращено внимание, на то, что в материалах административного дела N ** имеется сопроводительное письмо /л.д 50/ о направлении в адрес ГУ Фонда социального страхования определения об отмене судебного приказа. Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленного требования о восстановлении срока обращения в суд, суд первой инстанции исходил из того, что представитель ГУ-Фонда социального страхования получил копию определения об отмене судебного приказа - 19.03.2019 года, однако административное исковое заявление подал в Орджоникидзевский районный суд города Перми только 28.03.2019 года.
Данные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, постановленными в точном соответствии с фактическими обстоятельствами дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о наличии уважительных оснований пропуска срока обращения в суд подлежат отклонению, поскольку административный истец является профессиональным участником данных правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование обязательных платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность Фонда о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, включая сроки обращения в суд.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, ссылок на обстоятельства, способные повлиять на исход дела, не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не допущено, вследствие чего решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.