Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Усенко О.А, судей областного суда: Метелевой А.М, Ожеговой И.Б, при секретаре Мязиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Метелевой А.М. дело по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества в Астраханской области на решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 января 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области о возложении обязанности осуществить мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства, УСТАНОВИЛА:
Прокурор Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о возложении обязанности осуществить мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства, указав, что в ходе проведения проверки исполнения градостроительного законодательства, законодательства о безопасности зданий и сооружений установлено, что по акту приема-передачи от 07 ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества в Астраханской области приняло от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" федеральное имущество в виде объекта незавершенного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г "адрес" площадью застройки "данные изъяты", процент готовности - "данные изъяты". Право собственности на указанный объект с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Российской Федерацией. Службой строительного надзора Астраханской области выдано предписание о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на консервацию указанного объекта. До настоящего времени ответчиком не проведены мероприятия, направленные на консервацию объекта незавершенного строительства, что может привести к негативным последствиям в виде возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, нарушает права Российской Федерации на сохранение в надлежащем виде федерального имущества. Просил суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу
провести мероприятия, направленные на консервацию объекта незавершенного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании помощник прокурора Астраханской области Наумова К.В. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Астраханской области Галыгин А.В. возражал против удовлетворения требований, просил в иске отказать.
Решением Советского районного суда г.Астрахани от 17 января 2020 года исковые требования прокурора Астраханской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, полагает, что возложение обязанности по консервации объекта незавершенного строительства является незаконным, поскольку территориальное управление не является застройщиком (заказчиком) строительства данного объекта.
Заслушав докладчика, представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Астраханской области Галыгина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца - помощника прокурора Астраханского области Наумову К.В, полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В силу статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также по специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращённого в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Территориальном управлении агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 года N49, Территориальное управление Росимущества в Астраханской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, контроль за управлением, распоряжением, использование по назначению и сохранностью федерального имущества, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Федеральным законом от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Таким образом, ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что здание, расположенное по адресу: "адрес" и находящееся на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества в Астраханской области приняло от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области" федеральное имущество в виде незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", площадью застройки "данные изъяты" процент готовности - "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора Астраханской области Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области выдано предписание о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на консервацию незавершенного строительством жилого дома по адресу: "адрес".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, требования Территориального управления Росимущества в Астраханской области о признании незаконным и об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ N оставлены без удовлетворения.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Советского района г. Астрахани с участием представителей Службы строительного надзора Астраханской области и Территориального управления Росимущества в Астраханской области, установлено, что на земельном участке по адресу: "адрес", расположен трехэтажный объект незавершенного строительства в капитальных конструкциях. При этом перекрытие третьего этажа объекта отсутствует. Кирпичная кладка частично разрушена. Балконное перекрытие над третьим этажом обрушилось. Дверные проемы первого этажа заложены керамзитобетонными блоками. Отсутствует ограждение строительной площадки. Объект и территория, используемая для его размещения, не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность для людей и окружающей среды. Необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу на данный объект и на территорию строительной площадки, собственником не приняты, о чем был составлен акт.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что непринятие ответчиком мер по консервации находящегося в федеральной собственности незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", может привести к негативным последствиям в виде возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, нарушает права Российской Федерации на сохранение в надлежащем виде федерального имущества, в связи с чем на ответчика необходимо возложить обязанность по организации проведения консервации объекта незавершенного строительства.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, указанные доводы были исследованы судом первой инстанции, и им дана надлежащая оценка применительно к положениям действующего законодательства, не согласиться с которой судебная коллегия не находит оснований.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для вмешательства в которую судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Астрахани от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Астраханской области- без удовлетворения.
Председательствующий: О.А. Усенко
Судьи областного суда: А.М. Метелева
И.Б. Ожегова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.