Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю, судей Науширбановой З.А, Фагманова И.Н, при секретаре Воробьеве А.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А, судебная коллегия
установила:
Исаева Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Требования мотивированы тем, что Исаева Н.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО10 решением Каларского районного суда Читинской области от дата была лишена родительских прав. Распоряжением главы администрации городского поселения Новочарское Каларского района Зайбакальского края N 58-р от 14 февраля 2011 г. Исаева Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением и.о. руководителя Министерства образования, науки и молодежной политики Зайбакальского края N116-р от 12 февраля 2014 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Зайбакальского края. В 2014 году Исаева Н.С. переехала на постоянное место жительство в Республику Башкортостан (с. Иглино), в связи с чем, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Зайбакальского края N1022 от 7 июня 2018 г. была исключена из указанного списка. 24 января 2019 г. Исаева Н.С. обратилась в орган опеки и попечительства по вновь избранному месту жительства (администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) с просьбой о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Башкортостан. Письмом NОП-228 от 30 января 2019 г. администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан отказала Исаевой Н.С. во включении в указанный список, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению Исаевой Н.С. жилым помещением лежит на органах публичной власти по прежнему месту жительства истца в Зайбакальском крае.
В связи с чем, просит обязать администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 г. исковые требования Исаевой Н.С. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями удовлетворены. На администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан возложена обязанность принять Исаеву Н.С, 9 апреля 1992 года рождения, уроженку села Икабья Каларского района Читинской области, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан приводит доводы о том, что законных основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору специализированного найма и предоставления жилого помещения у истицы не имеется в связи с тем, что Исаева Н.С. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обратилась к ответчику после достижения 23 лет.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Исаеву Н.С, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая во внимание предмет и основания иска, суд первой инстанции при разрешении дела руководствовался статьями 7, 40 Конституции Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Так, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 1 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Исходя из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Исаева (ранее - ФИО11 затем - ФИО12) Н.С. родилась дата
Мать Исаевой Н.С. ФИО3 в соответствии с судебным решением Каларского районного суда Читинской области от дата лишена родительских прав, отца нет.
Распоряжением главы администрации ГП Новочарское Каларского района Зайбакальского края N58-р от 14 февраля 2011 г. Исаева Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением и.о. руководителя Министерства образования, науки и молодежной политики Зайбакальского края N116-р от 12 февраля 2014 г. Исаева Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Зайбакальского края.
В 2014 году Исаева Н.С. переехала на постоянное место жительство в Республику Башкортостан (с. Иглино), в связи с чем, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Зайбакальского края N... от 7 июня 2018 г. была исключена из указанного списка.
Данные о том, что Исаева Н.С. имеет на праве собственности жилое помещение или же приобрела право пользования жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.
Согласно материалам регистрационного дела, квартира по адресу: адрес была приобретена бывшим супругом Исаевой Н.С. - Исаевым С.А. на основании договора купли-продажи от 23 ноября 2015 г. с использованием заемных средств.
Исаева (Муругова) Н.С. состояли в зарегистрированном браке с 3 июня 2016 г. по 23 января 2018 г.
Таким образом, квартира по адресу: адрес не может быть признана совместной собственностью супругов.
24 января 2019 г. Исаева Н.С. обратилась в орган опеки и попечительства по вновь избранному месту жительства (администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) с просьбой о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Башкортостан.
Письмом N ОП-228 от 30 января 2019 г. администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан отказала истцу во включении в указанный список, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению Исаевой Н.С. жилым помещением лежит на органах публичной власти по прежнему месту жительства истца в Зайбакальском крае.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования учел, что в настоящее время Исаева Н.С. проживает на территории Иглинского района Республики Башкортостан, ранее до переезда состояла на соответствующем учете в Забайкальском крае в соответствии с требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, а значит, и включению ее в соответствующий список, лежит на администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности данного вывода, поскольку принятое по делу решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, были известны суду первой инстанции, проверялись им, обоснованно не приняты во внимание, как направленные на иное, ошибочное толкование норм материального права, и на неверную оценку фактических обстоятельств дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, превышение возрастного ценза, в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из обстоятельств дела, конкретной ситуации и, учитывая, что право прямо предусмотренное законом, не было реализовано Исаевой Н.С. в отсутствие ее вины.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, который реализуя конституционные полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, повторяют позицию ответчиков, изложенных возражениях на исковое заявление, которые уже были предметом тщательного изучения суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Справка: судья 1-ой инстанции: Т.М. Сулейманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.