Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Черновой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2020 года гражданское дело N2-4006/2019 по апелляционной жалобе Булаева Алексея Николаевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2018 года по иску Булаева Алексея Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решений незаконными, восстановлении в очереди на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Булаев А.Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) и с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным решение N69-24/101/16 от 17.11.2016 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, решение N69-23/011/17 от 27.04.2017 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановить в очереди на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Тверь Тверской области, предоставляемом по договору социального найма, обязать включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в течение 21 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказом от 07.11.2013 уволен досрочно в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы решением начальника отдела в Тверской области г. Тверь ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ от 27.05.2013 N39-24/0085/13 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с 25.04.2013. После увольнения с военной службы, решением территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N69-24/101/16 от 17.11.2016 он снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку на момент принятия решения о признании нуждающимся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, не прошло более пяти лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий. Полагая данное решение о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма незаконным, нарушающими его жилищные права обратился в суд с настоящим иском.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19.11.2018 прекращено производство по административному делу N2а-4006/2019 по административному иску Булаева А.Н. к ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ о признании незаконным бездействия начальника отдела обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, выразившееся в непредоставлении ответа на письменное заявление, в связи с отказом административного иска от исковых требований в указанной части.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10.12.2018 отказано в удовлетворении иска Булаева А.Н.
В апелляционной жалобе истец Булаев А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. По мнению истца, поскольку он признан нуждающимся в получении жилого помещения и на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья, то решение о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма является незаконным, нарушающими его жилищные права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец Булаев А.Н. посредством телефонной связи, что подтверждается телефонограммой л.д. 26 том 2, ответчик ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ посредством факсимильной связи, что подтверждается отчетом об отправке л.д. 28 том 2, третьи лица Булаева М.А, Булаева И.А. путем направления судебного извещения по адресу их места жительства, возвращенного неполученным по причине не явки адресата за получением судебной корреспонденции, в письменном ходатайстве истец Булаев А.Н, третьи лица Булаева М.А, Булаева И.А. просят о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с изложенным, судебная коллегия, руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона N76-ФЗ установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N512 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 1 названных Правил определено, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе, военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. (пункт 13 Правил).
Подпунктами "а, б, з, и" пункта 7 указанных Правил определено, что одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При этом, пунктом 4 названной выше Инструкции определено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, по смыслу указанных норм, для получения права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства уполномоченным на то органом в период прохождения военной службы; а также проходить военную службу по контракту, либо быть уволенным с военной службы с оставлением в списках очередников.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением начальника отдела в Тверской области г. Тверь ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N39-24/0085/13 от 27.05.2013, то есть в период прохождения службы, Булаев А.Н. и совместно проживающие с ним двое членов семьи (жена Булаева И.А. и дочь Булаева М.А.) - приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 25.04.2013.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 07.11.2013 N72-ПМ Булаев А.Н. уволен досрочно с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с приказом командира войсковой части 09436 N1/ок от 10.01.2014 Булаев А.Н. исключен из списков личного состава войсковой части 23326 с 20.01.2014.
На момент исключения истца из списков личного состава выслуга лет Булаева А.Н. в календарном исчислении составила 21 год.
Решением территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N69-24/101/16 от 17.11.2016 Булаев А.Н. с составом семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст. 53, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку на момент принятия решения о признании нуждающимся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, не прошло более пяти лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий.
Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не учтена общая площадь (28.4 кв. м) в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей супруге Булаева А.Н. - Булаевой И.А. на основании договора купли-продажи от 06.12.2005. При этом установлено, что обеспеченность Булаева А.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения составляет 18.04 кв. м на каждого, что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека в г. Тверь - 14 кв.м.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь положениями выше приведенного законодательства, обоснованно исходил из того, что основанием для снятия 17.11.2016 Булаева А.Н. с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, послужило то обстоятельство, что он намеренно совершил действия, в результате которых он и члены его семьи стали нуждающимися в жилом помещении, однако эти обстоятельства должностными лицами органа, осуществляющего принятие на учет, при вынесении решения о принятии Булаева А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 27.05.2013 не учтены, что повлекло принятие необоснованного решения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в 2013 году у ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ отсутствовали основания для признания Булаева А.Н. нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в связи с совершением последним намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, а потому оспариваемое истцом решение N69-24/101/16 от 17.11.2016 о снятии его вместе с членами семьи с учета, является правомерным.
С учетом того, что отчуждение доли жилого помещения произведено незадолго до принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, изложенные выше обстоятельства правомерно расценены судом как намеренное совершение истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий и имеющих своей целью быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия находит такие выводы суда верными, основанными на правильном применении норм материального права и совокупности исследованных доказательств по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, супруги истца Булаевой И.А. на основании договора купли-продажи от 06.12.2005 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 28, 4 кв.м.
Указанная квартира отчуждена 17.07.2010, что не оспаривалось сторонами.
Согласно справки Жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия администрации городского поселения - г. Бежецк Тверской области N1743 от 07.11.2018, в период с 17.12.1993 по 23.11.2010 Булаев А.Н. зарегистрирован и проживал в квартире в качестве члена семьи собственника - своих родителей, общей площадью 47 кв.м. по адресу: "адрес". Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: Б.Н.И. - отец, Б.В.Н. - брат, Б.Н.В. - мать.
Булаева И.А. (жена истца) и Булаева М.А. (дочь истца) с 1989 года по 17.11.2010 зарегистрированы в жилом доме, общей площадью 111, 8 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", где ? доля (55, 9 кв.м.) принадлежала матери супруги истца В.З.А, что подтверждается справкой администрации Бежецкого района N1185, и не оспаривалось сторонами.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что жилищная обеспеченность семьи Булаева А.Н. на 2010 год составляла 18, 04 кв.м. ((28, 4кв.м.+11, 75кв.м.(47/4)+13, 98 кв.м.(55, 9/4)/3), то есть более учетной нормы в соответствии с законом г. Твери 14 кв.м. и более нормы предоставления 18 кв.м, в связи с чем, Булаев А.Н. не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Впоследствии на обращение Булаева А.Н. с соответствующим заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма от 28.02.2017, решением начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N69-23/011/17 от 27.04.2017 в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма отказано, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (подпункт 2 часть 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, достоверно установлено, что с 20.01.2014 в связи с увольнением и исключением из списков личного состава истец действующим военнослужащим не является, на момент увольнения с военной службы Булаева А.Н. основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства отсутствовали. Между тем, обязательным условием для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, как указано выше, является признание гражданина на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы либо данный гражданин должен быть уволен с военной службы с оставлением в списках очередников.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности принятого ответчиком решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Булаевым А.Н. требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец признан нуждающимся в получении жилого помещения и на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку при установленных обстоятельствах с учетом положений приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, на момент увольнения истца правовых оснований для признания его нуждающимся в обеспечении жильем не имелось.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
В целом доводы апелляционной жалобы правильность указанных выводов суда не опровергают, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.