Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Кордюковой Г.Л.
при секретаре
Арройо Ариая Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2020 года апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ленинградской области" на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2019 года по гражданскому дел N 2-1602/2019 по иску Талденко Наталии Федоровны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ленинградской области" о признании незаконными действий, обязании возобновить выплату пенсии.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ленинградской области" - Иванцова С.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Талденко Н.Ф, его представителя Иванцова С.Ю, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Талденко Н.Ф. обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области", в котором, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в истребовании документов, подтверждающих отмену вида на жительство на территории Украины, в приостановлении пенсии, обязать возобновить выплату пенсии с марта 2019 года, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 30000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Талденко Н.Ф. указала, что с 14.06.2011 г. является военным пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. До февраля 2019 года проживала в г. Норильске Красноярского края, где получала пенсию, предусмотренную законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 за выслугу лет. Пенсия выплачивалась по 28.02.2019 г. С конца февраля 2019 года переехала на постоянное место жительство в Ленинградскую область. С 27.02.2019 г. зарегистрирована и проживает в п. Мурино, Ленинградской области. 17.04.2019 г. истец обратилась в ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по новому месту жительства. В выплате пенсии было отказано. В ответе начальника центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" N ПО-104872 от 17.04.2019 г. указано, что на основании имеющихся документов в личном деле истца, ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" установил, что она постоянно проживает на территории Украины, в связи с чем необходимо представить документ, подтверждающий отмену вида на постоянное место жительство в Украине, законных оснований для выплаты пенсии не имеется. По состоянию на 01.09.2019 г. истцу не выплачена пенсия за выслугу лет с марта по сентябрь месяц 2019 года. Действиями ответчика нарушено право истца на гарантированное государством пенсионное обеспечение.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21.11.2019 г. ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" обязано возобновить выплату пенсии за выслугу лет Талденко Н.Ф. как пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации с 22.03.2019 г. Из средств ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" в пользу Талденко Н.Ф. взысканы расходы на оплату юридических услуг и расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 300 рублей. В апелляционной жалобе ответчик Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ленинградской области" просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Талденко Н.Ф. является гражданкой РФ, постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" с 27.02.2019 г. В период с 20 марта 2002 по 19 февраля 2019 года была зарегистрирована по адресу: "адрес".
В период с 30.04.1992 г. по 13.06.2011 г. проходила службу в вооруженных силах Министерства обороны Российской Федерации. С 14.06.2011 г. является военным пенсионером в соответствии с приказом (по строевой части) командира войсковой части 96453 К.А. N 146 от 09.06.2011 г. об увольнении Талденко Н.Ф. с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона.
С 01.07.2011 г. по 10.01.2013 г. работала в должности старшей медицинской сестры 8 разряда тарифной сетки в МБДОУ N 90 "Детский сад комбинированного типа "Цветик-семицветик" Красноярского Края Российской Федерации. С 21.01.2013 г. по 26.10.2016 г. работала в должности участковой медицинской сестры 5-го терапевтического отделения КГБУЗ "Норильская МП N1". С 12.07.2019 г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры (постовой) во 2-м кардиологическом отделении в СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия".
С 2011 года по настоящее время является застрахованным лицом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с переменой места жительства в Ленинградскую область, истцом Талденко Н.Ф. было подано заявление военному комиссару г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского Края о снятии ее с пенсионного учета и прекращении выплаты пенсии с 01.03.2019 г. в военном комиссариате г. Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского Края, в связи с переездом на постоянное место жительства в Ленинградскую область.
22.03.2019 г. истцом Талденко Н.Ф. в адрес военного комиссариата г. Всеволожска и Всеволожского района Ленинградской области подано заявление о возобновлении выплаты пенсии.
Письмом ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" от 17.04.2019 г. в возобновлении пенсии отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих отмену вида на постоянное место жительства в Украине. От истца истребованы данные документы.
До настоящего времени выплата пенсии не возобновлена.
С 06.11.1986 г. истец состоит в зарегистрированном браке с Т.Ю.В.
С 04.10.2013 г. истец Талденко Н.Ф. получен вид на постоянное проживание в Украине с регистрацией по адресу: "адрес".
Из акта о непроживании лица от 18.09.2019 г. следует, что по адресу: "адрес" Талденко Н.Ф. фактически не проживает.
При обращении истца Талденко Н.Ф. в пенсионный фонд Украины, ею получен ответ о том, что по состоянию на 01.05.2019 г. она не состоит на учете как получатель пенсии в органах Пенсионного Фонда Украины.
Талденко Н.Ф. является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, доказательств постоянного проживания истца в Украине - по месту регистрации в соответствии с видом на постоянное проживание не представлено.
Кроме того, из материалов дела следует, что Талденко Н.Ф. никогда не получала гражданства Украины.
Постоянное проживание Талденко Н.Ф. на территории Российской Федерации подтверждается представленными документами и обстоятельствами, такими как осуществление трудовой деятельности в СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия", заключением договора оказания услуг N 1108205, прохождением медицинской комиссии, получением расчетной зарплатной карты, получением документа, подтверждающего наличие (отсутствие) судимости, справкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, получением банковской карты для рублевых и валютных зачислений, продлением полиса ОМС на территории субъекта Российской Федерации, получением заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, постановка на воинский учет в военном комиссариате Ленинградской области, обращением в ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" для выплаты пенсии.
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеется подтвержденный факт, с наличием которого закон связывает возникновение права на пенсионное обеспечение - постоянное и непрерывное проживание Талденко Н.Ф, на территории Российской Федерации и учитывая положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. и Соглашения стран СНГ от 15.05.1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников содружества независимых государств" истец имеет право на возобновление получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что возобновление пенсии носит заявительный характер, заявление Талденко Н.Ф. о возобновлении пенсии подано 22.03.2019 г, суд пришел к выводу о наличии у истца права на возобновление выплаты ранее получаемой пенсии по выслуге лет с 22.03.2019 г.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (далее - Закон N 4468-1), пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В силу положений ст. 50 данного Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 51 Закона N 4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (орган социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13.03.1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Соглашение от 13.03.1992 г. закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения").
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционная карта, разрешение на временное проживание подтверждают право иностранного гражданина на временное проживание на территории Российской Федерации. Право на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждается видом на жительство.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что основанием для назначения пенсии лицу, прибывшему из государства участника СНГ и являвшемуся там получателем пенсии, является факт проживания этого лица на территории Российской Федерации, а не подтверждение отсутствия у заявителя возможности проживать на территории другого государства участника СНГ.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции установлено постоянное проживание Талденко Н.Ф. на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что истец имеет право на возобновление получения пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что для назначения пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, истцу необходимо представить документы о снятии с регистрационного учета по адресу: "адрес", для постоянного места жительства в Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку по смыслу вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 г. бывшие военнослужащие имеют право получать пенсию на территории любого из государств - участников Соглашения. Условием назначения им пенсии в Российской Федерации является наличие регистрации по месту жительства на территории России и прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Оба этих условия в данном случае соблюдены.
В порядке ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что истцом понесены расходы на оплату услуг представителя, с учетом объема и характера оказанной юридической помощи, принцип разумности и справедливости, обоснованно взыскал в пользу истца с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.