Досье на проект федерального закона N 186242-4 "О защите конкуренции" (внесен Правительством РФ) (подписан Президентом РФ)

Досье на проект федерального закона N 186242-4
"О защите конкуренции"

 

           внесен Правительством РФ
14.06.2005 распоряжение Правительства РФ N 785-р
15.06.2005 письмо Правительства РФ N 1790п-П13
16.06.2005 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 98
           текст законопроекта, внесенного в ГД
           пояснительная записка
30.06.2005 заключение Комитета ГД по промышленности, строительству и
           наукоемким технологиям N 43
01.07.2005 заключение Правового управления Аппарата ГД N вн 2.2-1/2130
01.07.2005 заключение Комитета ГД по экономической политике,
           предпринимательству и туризму N вн 3.8-13/670
08.07.2005 принят ГД в первом чтении постановлением N 2143-IV ГД
           текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении
09.06.2006 заключение Правового управления Аппарата ГД N вн.2.2-1/1910
05.07.2006 принят ГД во втором чтении постановлением N 3333-IV ГД
           текст законопроекта, подготовленного ГД ко второму чтению
08.07.2006 принят ГД постановлением N 3402-IV ГД
14.07.2006 одобрен СФ постановлением N 263-СФ
26.07.2006 подписан Президентом РФ N 135-ФЗ

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

14 июля 2006 Советом Федерации одобрен Федеральный закон "О защите конкуренции".

Закон предусматривает совершенствование и унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках.

Предусматривается изменение подхода к таким основным понятиям конкурентного законодательства как товар, товарный рынок, группа лиц, координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, ограничивающие конкуренцию согласованные действия, доминирующее положение хозяйствующего субъекта и т.д. Установленный в законопроекте порог в 50% (ранее - 65%) доли рынка как признак доминирования соответствует практике большинства стран - членов Европейского Союза.

Закон модифицирует запреты на осуществление монополистической деятельности. В отношении злоупотребления доминирующим положением законопроектом установлен перечень нарушений "per se", т.е. запретов, для применения которых не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления доминирующим положением; нарушение запретов "per se" не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах. К таким злоупотреблениям закон относит: установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; и др. В отношении иных видов злоупотребления доминирующим положением закон предполагает применение правила разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом такого вида злоупотребления.

Законом предусматривается предоставление одному или нескольким хозяйствующим субъектам государственной и муниципальной помощи в виде индивидуальных льгот и (или) преимуществ.

Определен статус и основные функции федерального антимонопольного органа.

Ряд вносимых предложений направлен на устранение излишних административных барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов. В частности, предлагается уменьшить перечень видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа; отказаться от антимонопольного контроля за созданием коммерческих и финансовых организаций, увеличением уставного капитала финансовых организаций, созданием, слиянием, присоединением некоммерческих организаций, а также изменением состава участников таких организаций.

Законом определяется исчерпывающий перечень документов и сведений, которые обязан предоставлять хозяйствующий субъект в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий.

Нормы об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства по существу не изменились, поскольку соответствующие составы правонарушений и санкции за их совершение установлены законодательством об административной и уголовной ответственности.

Закон также содержит принципиально новый раздел, посвященный детальному регламентированию процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом.