Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Питание и сервис - Калининград" Мазилкина М.С. на вступившее в законную силу решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Питание и сервис - Калининград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.02.2019, ООО "Питание и сервис - Калининград" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции - пива в кегах с тарой, изъятой согласно протоколам осмотра и изъятия, цилиндро-конические танки (далее - ЦКТ) с содержимым по протоколу ареста от 04.10.2018 возвращено ООО "Питание и сервис - Калининград".
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019 приведенное постановление изменено, алкогольную продукцию, а именно: пиво не пастеризованное светлое фильтрованное "Келлерс голд", находящееся в ЦКТ N1, пиво не пастеризованное светлое не фильтрованное "Вайцен Кллерс", находящееся в ЦКТ N 3, пиво не пастеризованное темное не фильтрованное "Шварц Келлерс", находящееся в ЦКТ N9, являющуюся предметом административного правонарушения, конфисковать у ООО "Питание и сервис Калининград". Конфискованная алкогольная продукция подлежит уничтожению.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Питание и сервис - Калининград" Мазилкин М.С. просит об отмене решения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019, ссылаясь на неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Питание и сервис - Калининград" к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Из материалов дела следует, что 04.10.2018 13:50 в помещении ООО "Питание и сервис - Калининград" ИНН 3906202428, по адресу: г. Калининград, ул. Театральная, д.30 осуществлялся оборот алкогольной продукции с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). В адрес Управления поступили письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12.09.2018 N 14841/02-02, от 13.09.2018 N 14896/02-02, согласно которым ООО "Питание и Сервис -Калининград" за 1 и 2 кварталы 2018 года представлены декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 3), в тоже время ООО "Питание и Сервис - Калининград" данные об объемах производства и оборота алкогольной продукции согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС ("отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "отчет по данным АСиУ" за 1, 2 кварталы 2018 года), не отражает.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 28.09.2018 в отношении ООО "Питание и Сервис - Калининград" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО "Питание и Сервис - Калининград" к административной ответственности по указанной статье, судебные инстанции, применив к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закона N 171-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
При этом учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ (пункт 2 статьи 14 ЗаконаN171-ФЗ).
Из взаимосвязанных положений статьи 14 Закона N 171, Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, пунктов 4 - 7, 15, 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, следует, что несоблюдение требований данных норм (в части учета оборота алкогольной продукции) означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Таким образом, противоправное бездействие общества, не осуществившего фиксацию в ЕГАИС сведений об объемах оборота алкогольной продукции, является нарушением порядка учета алкогольной продукции при ее производстве и обороте и подлежит квалификации по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Питание и Сервис - Калининград" приняты все зависящие от него меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, административному органу не представлены.
Позиция заявителя жалобы о том, содержимое, находящееся в ЦКТ, пивом не являлось, не подлежало учету в ЕГАИС, не находилось в незаконном обороте со ссылкой на пункт 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N380, не влечет отмены оспариваемого судебного акта.
Выводы, приведенные в решении судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019, соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Питание и Сервис - Калининград" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание с учетом изменений, внесенных решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019 в постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.02.2019, назначено ООО "Питание и Сервис - Калининград" в пределах санкции статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2019, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Питание и сервис - Калининград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Питание и сервис - Калининград" Мазилкина М.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.