Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" Радова Владимира Марковича на вступившие в законную силу постановления начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области NN41408-18/ДЛ, 41409-18/ДЛ от 20.12.2018, решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019 NN12-97/2019, 12-98/2019, решение судьи Ленинградского областного суда от 13.08.2019 N7-672/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N41408-18/ДЛ от 20.12.2018 ООО "Транснефть-Балтика" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019 N12-98/2019 приведенное постановление изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
Постановлением начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N41409-18/ДЛ от 20.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019 по делам N12-97/2019, ООО "Транснефть-Балтика" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 13.08.2019 дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Транснефть-Балтика" объединены в одно производство.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 13.08.2019 решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019 NN12-98/2019, 12-97/2019 изменены, назначено окончательное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Транснефть-Балтика" Радов В.М. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на невозможность использования документов, полученных в результате проверки юридического лица, проведенной, по его мнению, с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", малозначительность административного правонарушения, отсутствие в деле доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям допущенными нарушениями.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В силу пункта 34 Правил полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно подпункту "в" пункта 13 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно пункту 1 Приказа комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11.04.2018 N5 начало пожароопасного сезона на землях лесного фонда в Ленинградской области установлено с 20.04.2018.
Из материалов дела следует, что ООО "Транснефть - Балтика" является арендатором лесного участка из состава Рощинского лесничества, по договору аренды от 29.12.2018 N 956/ДС-2016-12 в Линдуловском участковом лесничестве (кварталы 94-97, 108, 113-115, 117, 121, 138-140), Тарасовском участковом лесничестве (кварталы 5, 10, 11, 13, 14, 17-19, 26-29, 31, 34, 44, 45), Рябовском участковом лесничестве (кварталы 96, 99, 101, 103, 105, 106), Глебычевском участковом лесничестве (кварталы 107, 109, 115, 116, 120, 121, 134-136), Победовском участковом лесничестве (кварталы 142-146), для эксплуатации магистрального нефтепровода "Кстово - Ярославль - Кириши-Приморск"; по договору от 01.09.2011 N 304/ДС- 2011-09 в Линдуловском участковом лесничестве (кварталы 94-97, 108, 113-115, 117, 121, 138-140), Тарасовском участковом лесничестве (кварталы 5, 10, 11, 13, 14, 17-19, 26-29, 31, 34. 44. 45), Полянском участковом лесничестве (кварталы 3-6, 19, 20, 27, 31-37), Ленинском участковом лесничестве, (кварталы 80-83, 95, 96, 109, 110, 120, 121), Цвелодубовском участковом лесничестве (квартал 74), Победовском участковом лесничестве (кварталы 139-144), Глебычевском участковом лесничестве (кварталы 107, 109, 115, 116, 120, 121, 134-136), Приморском участковом лесничестве (кварталы 147, 153, 154, 156-158), Рябовском сельском участковом лесничестве (кварталы 32, 50), Рябовском участковом лесничестве (кварталы 96, 99, 101, 103, 105, 106) для эксплуатации магистрального нефтепровода "Кириши-Приморск".
Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области в период с 14.05.2018 по 30.05.2018 в отношении ООО "Транснефть - Балтика" на основании распоряжения комитета от 11.04.2018 N1-11-40064-18/ПВ проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в лесотаксационном выделе 48 лесного квартала 81 Ленинского участкового лесничества, лесотаксационном выделе 72 лесного квартала 117 Линдуловского участкового лесничества, лесотаксационном выделе 50 лесного квартала 108 Линдуловского участкового лесничества Рощинского лесничества отсутствуют предусмотренные разделом 1.5.2 проекта освоения лесов аншлаги "Берегите лес от пожара"; в лесотаксационном выделе 58 лесного квартала 140 Линдуловского участкового лесничества выявлено наличие сухих остатков, оставленных после очистки просеки от древесно-кустарниковой растительности, проведённой в прежние годы.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении NN 41408-18/Д, 41409-18/Д от 29.11.2018, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 1-11-40064-18/ПВ от 30.05.2018, актом осмотра территории от 24.05.2018 с фототаблицами, распоряжением от 11.04.2018 N 1-11-40064-18/ПВ; проектами освоения лесов, договорами аренды лесного участка N304/ДС-201-09 от 01.09.2011, N 956/ДС-2016-12 от 29.12.2018, иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Бездействие ООО "Транснефть-Балтика" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности в лесах.
Довод жалобы ООО "Транснефть-Балтика" о проведении плановой проверки соблюдения юридическим лицом экологического законодательства с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), своего подтверждения не нашел.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 этого Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного Федерального закона (документарных и выездных), не может превышать двадцать рабочих дней.
Плановая проверка в отношении ООО "Транснефть-Балтика" проведена в период с 14.05.2018 по 30.05.2018 в соответствии с согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным планом проверок субъектов предпринимательства Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://plan.genproc.gov.ru/, и на основании распоряжения Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 11.04.2018 N1-11-40064-18/ПВ.
Исходя из содержания названного плана, распоряжения о проведении проверки и акта проверки, установленный срок проведения соответствующего мероприятия по контролю нарушен не был.
Грубых нарушений установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ требований к организации и проведению плановой проверки ООО "Транснефть-Балтика", влекущих недействительность результатов проверки в силу статьи 20 названного Федерального закона, судебными инстанциями в ходе рассмотрения данного дела не выявлено, в связи с чем соответствующие доводы, содержащиеся в поданных по делу жалобах организации, признаны несостоятельными.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Совершенное ООО "Транснефть-Балтика" правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах, создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесах в период пожароопасного сезона. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей как арендатора лесного участка.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Транснефть-Балтика" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание, с учетом изменений внесенных в постановления должностного лица судебными инстанциями, назначено ООО "Транснефть-Балтика" в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1, 4.4 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 -4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановления начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области NN41408-18/ДЛ, 41409-18/ДЛ от 20.12.2018 (с учетом изменений, внесенных решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019), решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 12.03.2019 NN12-97/2019, 12-98/2019 (с учетом изменений, внесенных решением судьи Ленинградского областного суда от 13.08.2019), решение судьи Ленинградского областного суда от 13.08.2019 N7-672/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" Радова Владимира Марковича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.