Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Харитонова Василия Ильича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2019 года (N 2а-7584/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года (N 33а-6409/2019) по административному иску Харитонова Василия Ильича к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе в проведении перерасчета земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год и возложении обязанности произвести перерасчет налогов, о признании незаконным решения N 80 от 27 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Харитонова В.И. Шибаевой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителей Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Степичевой О.В. и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми Яниной О.Ю, полагавших судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харитонов В.И. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г. Сыктывкару, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе в проведении перерасчета земельного налога и налога на имущество физических за 2016 год и возложении обязанности произвести перерасчет налогов, о признании незаконным решения N 80 от 27 мая 2019 года, указав, что 07 февраля 2019 года он обратился в ИФНС по г. Сыктывкару с заявлением о перерасчете земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год. Письмом от 06 марта 2019 года N 13-26/03852 налоговый орган отказал ему в перерасчете налогов со ссылкой на пункт 1.1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением N 80 от 27 мая 2019 года его жалоба на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС по г. Сыктывкару, выразившиеся в отказе в перерасчете налогов за 2016 год, УФНС по Республике Коми оставлена без удовлетворения. Указанные действия и решение полагает незаконными, поскольку налог исчислен исходя из кадастровой стоимости, без учета состоявшихся решений Верховного Суда Республики Коми об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов в размере рыночной.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года, административный иск Харитонова В.И. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года Харитонов В.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в адрес Харитонова В.И. направлено налоговое уведомление N 60834558 от 20 сентября 2017 года, в котором отражены суммы подлежащих уплате налогов за 2016 год, в том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" ("адрес") с налоговой базой (кадастровой стоимостью) 3115825 руб. и "данные изъяты" ("адрес") с налоговой базой (кадастровой стоимостью) 23491594 руб, а также нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" ("адрес" с налоговой базой (кадастровой стоимостью) 13633537 руб.
Решением Верховного Суда Республики Коми N 3а-45/2018 от 29 марта 2018 года кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2014 года земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равная рыночной стоимости, определена в размере 449980 руб, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 1359280 руб, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки.
Решением Верховного Суда Республики Коми по делу N 3а-46/2018 от 04 мая 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере ее рыночной стоимости - 2741000 руб. на период с 01 января 2017 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Также указанными решениями Верховного Суда Республики Коми установлено, что датой подачи заявлений Харитонова В.И. о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 декабря 2018 года с Харитонова В.И. в пользу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу за 2016 год, пени по земельному налогу за период с 02 по 14 декабря 2017 года, в том числе по вышеуказанным объектам налогообложения.
07 февраля 2019 года Харитонов В.И. обратился в Инспекцию федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару с заявлением о перерасчете земельного налога и налога на имущество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" и нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", указав, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно завышена по сравнению с рыночными ценами.
Письмом Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару N 13-26/03852 от 06 марта 2019 года Харитонову В.И. сообщено, что основания для перерасчета налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год отсутствуют, поскольку сведения о новой стоимости по указанным в его заявлении объектам налогообложения, установленные решениями суда, для целей налогообложения применены при исчислении земельного налога и налога на имущество физических лиц, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ).
Не согласившись с полученным ответом, 26 апреля 2019 года Харитонов В.И. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару, выразившиеся в отказе в перерасчете налогов за 2016 год в отношении спорных объектов недвижимости.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми N 80 от 27 мая 2019 года жалоба Харитонова В.И. оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор, суды руководствовались следующим.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ абзацы 4-7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу, согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1.
Абзацем 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2019 года, установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Ф в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2019 года изложен в следующей редакции: в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона 03 августа 2018 года N 334-ФЗ определено, что положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2019 года), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Исходя из положений статей 52, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (действующих в редакции до 01 января 2019 года), статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ, с учетом того, что заявления Харитонова В.И. об установлении кадастровой стоимости объектов налогообложения равной их рыночной, на основании которых решениями суда была установлена кадастровая стоимость принадлежащих Харитонову В.И. объектов недвижимости равной их рыночной, были поданы в суд 28 декабря 2017 года, эта кадастровая стоимость для целей налогообложения подлежала применению в силу действующего в спорный период налогового законодательства, с 01 января 2017 года.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа соответствует требованиям налогового законодательства.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Харитонова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.