Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Петровой Ю.Ю.
судей Киреевой И.А. и Широкова А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 1964/2019 Балтийского городского суда Калининградской области по иску Тюкина Бориса Владимировича к Военному комиссариату Архангельской области о понуждении установить коэффициент к пенсии за выслугу лет и произвести перерасчет пенсионного обеспечения, по кассационной жалобе Военного комиссариата Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Киреевой И.А, объяснения представителей Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" Крохмаль Ольги Васильевны и Копылова Вадима Витальевича, поддержавших доводы кассационной жалобы, установила:
Тюкин Б.В. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Архангельской области о понуждении установить коэффициент к пенсии за выслугу лет в размере 2, 0, произвести перерасчет пенсионного обеспечения с учетом коэффициента к пенсии за выслугу лет 2, 0 с 29 сентября 2018 г. В обоснование исковых требований указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 23662 в пос. Рогачево, район Новая Земля. 14 ноября 2017 г. по заключению военноврачебной комиссии признан негодным к военной службе, приказами командира войсковой части 03123 N 30 от 20 июня 2018 г. уволен с военной службы по состоянию здоровья и N 520 от 26 сентября того же года - исключен из списков личного состава воинской части. 29 ноября 2018 г. ему назначена пенсия за выслугу лет с 29 сентября 2018 г. с применением районного коэффициента 1, 5.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 25 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Тюкину Б.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 августа 2019 года решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 25 апреля 2019 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Тюкина Б.В. к военному комиссариату Архангельской области о понуждении установить районный коэффициент к пенсии за выслугу лет в размере 2, 0 и произвести перерасчет пенсионного обеспечения удовлетворены.
Военный комиссариат Архангельской области обязан установить районный коэффициент к пенсии за выслугу лет Тюкина Б. В. в размере 2, 0 и произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет Тюкина Б.В. с учетом районного коэффициента 2, 0 с 29 сентября 2018 г.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит об отмене апелляционного определения как незаконного необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что Тюкин Б.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации с 17.11.1992г. по 28.09.2018г. Приказом командира 1 дивизии ПВО N 30 от 20.06.2018г. Тюкин Б.В. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава войсковой части 23662 приказом командира войсковой части 03123 от 26.09.2018г. N520-ДД с 28.09.2018г.
Выслуга лет в районах Крайнего Севера Тюкина Б.В. на день увольнения составила 25 лет 10 месяцев.
22.10.2018г. Тюкин Б.В. обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, пенсия в Военном комиссариате Архангельской области была назначена с 29.09.2018г.
Ссылается на положения части 2 статьи 48 Закона РФ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" и полагает, что данный закон связывает применение (установление) районных коэффициентов к пенсии с местом жительства пенсионеров, а не с местом их регистрационного учета (регистрации).
Ссылается на сообщение командира войсковой части 23662, согласно которому Тюкин Б.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части 23662 - Архангельская область, р.п. Белушья губа, ул.Адмирала Кострицкого, д.8. В период военной службы Тюкин Б.В. проживал в казарменном помещении при войсковой части 23662. Служебным жильем не обеспечивался. 28.09.2018 года Тюкин Б.В. был исключен из списков личного состава войсковой части 23662 и фактически убыл, выехав за пределы Новоземельского местного гарнизона.
Таким образом, считает, что факт не проживания Тюкина Б.В. в р.п. Белушья Губа (архипелаг Новая Земля) после увольнения с военной службы 28.09.2018г. достоверно установлен.
22.10.2018г. Тюкин Б.В. обратился в Военный комиссариат Архангельской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. В заявлении указал адрес постоянной регистрации: р.п.Белушья Губа, ул.Адмирала Кострицкого, д.8 (архипелаг Новая Земля), а также указал адрес временной регистрации: Архангельская область, г. Северодвинск, ул.Портовая, д.8, коми.518 с 01.12.2011г. по 11.09.2019г.
В заявлении о назначении к пенсии за выслугу лет надбавки на иждивенцев от 22.10.2018г. Тюкин Б.Ф. указал адрес фактического проживания: Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Портовая, д.8, коми.518.
В соответствии со справкой от 15.10.2018г. N134, выданной ЖЭКО N4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ Министерства обороны РФ по Объединенному стратегическому командованию Северного Флота", Тюкин Б.В. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Портовая, д.8, комн.518.
Указывает также, что в связи с тем, что архипелаг Новая Земля является режимным объектом, то после увольнения с военной службы и убытия с архипелага Тюкин Б.В. утратил право на обратный въезд, так как утратил статус военнослужащего и не заключал трудовых договоров о трудоустройстве на архипелаге Новая земля.
Считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку у Тюкина Б.В. после увольнения с военной службы сохранилась постоянная регистрация на архипелаге Новая земля (р.п. Белушья Губа, ул.Адмирала Кострицкого, д.8), жилым помещением от Министерства Обороны Российской Федерации он не обеспечивался (имеет право на получение жилищной субсидии), то его местом жительства является архипелаг Новая Земля, не основан на нормах действующего законодательства.
Полагает, что поскольку Тюкин Б.В. после увольнения с военной службы постоянно (преимущественно) в помещении по адресу регистрации р.п. Белушья Губа, ул.Адмирала Кострицкого, д.8 (архипелаг Новая Земля) не проживал, то данное помещение не может являться его местом жительства, так как не соблюдено одно из основных условий - постоянное или преимущественное проживание в данном помещении.
Отмечает, что отметка в заявлении о назначении пенсии о не прибытии Тюкина Б.В. к месту избранного жительства (пункт 4 его заявления), а также фактического указания им места жительства в заявлении, на которые ссылается суд апелляционной инстанции, написаны Тюкиным Б.В. в заявлении о назначении пенсии собственноручно, то есть информация о фактическом месте жительства и прибытии к месту жительства искажена им с целью получения пенсии в более высоком размере, с учетом более высокого районного коэффициента.
Ссылается на позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, что факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1, не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства: при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления Конституционного Суда РФ от 24.11.1995г. N 14-П, от 04.04.1996г. N9-ГТ, от 02.02.1998г. N4-П, от 02.06.2011г. N11-П; определения
Конституционного Суда РФ от 13.07.2000г. N185-0, от 05.10.2000г. N199- 0, от 06.10.2008г. N619-0-П, от 13.10.2009г. N 1309-0-0 и другие).
Представитель Тюкина Б.В. в судебных заседаниях не отрицал тот факт, что после увольнения с военной службы Тюкин Б.В. фактически проживает в г. Северодвинске Архангельской области в помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г.Северодвинск, ул. Портовая, д.8, коми. 518.
В связи с тем, что фактически Тюкин Б.В. проживал в г. Северодвинске Архангельской области, в местности, где к денежному довольствию, заработной плате и пенсиям установлен районный коэффициент 1, 4 в меньшем размере, чем по последнему месту его военной службы (архипелаг Новая Земля), где к денежному довольствию, к заработной плате и пенсиям установлен районный коэффициент 2, 0, то при назначении пенсия за выслугу лет Тюкину Б.В. была исчислена с применением районного коэффициента 1, 5, то есть в соответствии с частью 3 статьи 48 Закона РФ N4468-1, которая предусматривает, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно, не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5.
Считает, что пункт 2 статьи 48 Закона РФ N4468-1 для исчисления Тюкину Б.В. пенсии с учетом районного коэффициента 2, 0 не применим в связи с тем, что после увольнения с военной службы и на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Тюкин Б.В. фактически не проживал на архипелаге Новая Земля, где к денежному довольствию, заработной плате и пенсиям установлен районный коэффициент 2, 0.
Руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью первой статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
В соответствии с ч. 1 о ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с частью третьей статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Такие основания для отмены апелляционного определения имеются, поскольку оно постановлено с нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, Тюкин Б.В, начиная с 1994 г. проходил военную службу в различных воинских частях.
В период с 28 декабря 2015 г. по 28 сентября 2018 г. истец проходил службу в войсковой части 23662, дислоцировавшейся в пос. Рогачево, район Новая Земля, Архангельская область.
14 ноября 2017 г. по заключению военно-врачебной комиссии он признан негодным к военной службе, приказами командира войсковой части 03123 N 30 от 20 июня 2018 г. уволен с военной службы по состоянию здоровья и N 520 от 26 сентября 2018 г. исключен из списков личного состава воинской части 28 сентября 2018 г.
С 29 сентября 2018 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, как имеющему общую продолжительность военной службы, в том числе, в районах Крайнего Севера, более 25 лет, с учетом районного коэффициента 1, 5 в соответствии с абз. 3 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", как выехавшему на новое постоянное место жительства в г.Северодвинск Архангельской области в местность, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих установлен в меньшем размере (1, 4), чем по последнему месту службы в районе Крайнего Севера, с учетом установленного ограничения размера районного коэффициента 1, 5.
Не согласившись с решением пенсионного органа в части размера установленного районного коэффициента при определении размера пенсии, истец обратился в суд с настоящим иском и просил установить коэффициент к пенсии за выслугу лет в размере 2, 0, исходя из последнего места службы в районе Крайнего Севера и места жительства при назначении пенсии, произвести перерасчет пенсионного обеспечения с учетом коэффициента к пенсии за выслугу лет 2, 0.
Разрешая заявленные исковые требования Тюкина Б.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 48 вышеуказанного Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, исходил из того, что Тюкину Б.В, прослужившему в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, по последнему месту службы которого был установлен коэффициент к денежному довольствию военнослужащих 2, 0, однако, после увольнения со службы убывшему из этой местности до назначения ему пенсии на иное постоянное место жительства в г. Северодвинск Архангельской области, где установлен районный коэффициент в меньшем размере (1, 4) и больше в эту местность не возвращавшемуся, пришел к выводу о том, что пенсия должна исчисляться ему с применением абз. 3 ст. 48 названного Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 г, то есть с применением коэффициента, установленного по последнему месту службы в районах Крайнего Севера, но не более 1, 5, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не усмотрел.
Судебная коллегия с данным выводом не согласилась, указав, что он сделан при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Однако с выводом судебной коллегии согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств дела.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Г осударственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ N4468-1).
В соответствии с п. "а" ст. 1 названного Закона РФ условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, войсках внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно абз. 1 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Как следует из абз. 3 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5.
Аналогичные положения содержит и п.16.1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семьям в Российской Федерации".
Содержание указанных правовых норм свидетельствует о том, что Закон связывает право на назначение пенсии лицам, к которым относится истец, с местом проживания.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Из буквального толкования приведенных выше нормативных положении следует, что для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо наличие у них определенного законом стажа военной службы в указанных местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно). Применение районного коэффициента при расчете пенсии за выслугу лет является дополнительной гарантией для лиц, проходящих длительное время военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем положения ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не содержат ограничений относительно момента обращения гражданина за назначением пенсии, подлежащей расчету с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера, и предусматривают возможность исчисления пенсии указанным лицам с учетом районного коэффициента независимо от времени обращения за ее назначением.
Судебная коллегия правомерно указала, что необходимо учитывать установленное законом различное правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения для военнослужащих, служивших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от того, проживают они в указанных районах после назначения пенсии либо выехали в другие регионы, а также с учетом места их жительства на момент назначения пенсии.
Как следует из материалов дела, Тюкин Б.В. начал воинскую службу с 1994 г. С 2002 г. проходил военную службу в воинских частях, расположенных в г. Северодвинске, контракт о прохождении военной службы заключен Тюкиным Б.В. 09 ноября 2011 г. до наступления предельного возраста пребывания на военной службе по 9 сентября 2019 г.
В период прохождения военной службы в г. Северодвинске, Тюкину Б.В. с членами его семьи (супругой и двумя несовершеннолетними детьми) на основании договора найма служебного жилого помещения была предоставлена комната в общежитии, расположенном по адресу: г. Северодвинск Архангельской области ул. Портовая, д.8, ком.518, где они зарегистрированы временно по месту пребывания на срок с 1 декабря 2011 г. по 11 сентября 2019 г. (то есть до предполагаемого срока окончания военной службы по контракту).
С 22 ноября 2015 г. Тюкин Б.В. переведен к новому месту службы в войсковую часть N 23662, дислоцировавшуюся в пос. Рогачево, район Новая Земля,. Архангельская область, где к денежному довольствию военнослужащих установлен районный коэффициент 2, 0, где он проходил службу до момента увольнения, то есть по 28 сентября 2018 г, и был зарегистрирован с членами семьи постоянно по месту жительства с 24 января 2018 г. по адресу: Архангельская область, р.п. Белушья Губа, ул. Адм. Кострицкого, д.8.
При этом после перевода на службу на архипелаг Новая Земля вопрос о прекращении права пользования комнатой в общежитии в г. Северодвинске и выселении Тюкина Б.В. с членами семьи ответчиком не ставился.
Таким образом, последним местом службы истца являлся район Крайнего Севера - архипелаг Новая Земля Архангельской области.
Согласно сообщению врио командира войсковой части 23662 Лохова И. от 13 ноября 2018 г. в период службы истец проживал в казарменном помещении при войсковой части, служебным жильем не обеспечивался, после увольнения со службы и исключения из списков личного состава фактически убыл из войсковой части N 23662, выехав за пределы Новоземельского местного гарнизона.
Как следует из материалов личного дела, истец обратился с заявлением к военному комиссару г. Архангельска Архангельской области о назначении пенсии 12 октября 2018 г, указав адрес как постоянного и фактического места жительства, гак и адрес на день увольнения с действительной военной службы: р.п. Белушья Губа, Архангельской области, ул.Адм. Кострицкого, д.8; в заявлении имеется отметка о том, что истец к избранному месту жительства не прибыл.
Следовательно, истец покинул место жительства по вышеуказанному адресу и больше туда не возвращался, то есть фактически по данному адресу не проживал. Данный факт никем не оспорен. Однако судебная коллегия не дала оценку доводу ответчика о том, что Тюкин Б.В. и не мог после увольнения с военной службы проживать по указанному адресу, поскольку войсковая часть, в которой он проходил службу, является режимным объектом, куда въезд для истца после увольнения с военной службы был невозможен.
Кроме того, судебная коллегия суда апелляционной инстанции со ссылкой на вступившее в законную силу решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 26 сентября 2018 г. по делу N2а-118/2018, установившее, что Тюкин Б.В. с членами семьи (супругой и двумя несовершеннолетними детьми) является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку имеет право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по избранному месту жительства, за членами семьи Тюкина Б.В, наряду с последним, признано право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с принятием их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пришла к выводу о том, что проживание истца в г. Северодвинске носит вынужденный характер, поскольку он жильем не обеспечен, жилищная субсидия ему не выплачена, в связи с чем пенсия ему должна быть назначена по месту службы и проживания вр.п. Белушья Губа Архангельской области (архипелаг Новая Земля) на момент ее назначения, то есть 2, 0.
Однако копия данного решения в материалах дела отсутствует. Вывод судебной коллегии апелляционной инстанции о вынужденном проживании истца в г. Северодвинске сделан без оценки соответствующих выводов суда первой инстанции, приведенных в решении по данному вопросу.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Однако указанный процесс доказывания судом апелляционной инстанции нарушен, поскольку не всем обстоятельствам дела в их совокупности дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем вывод судебной коллегии о назначении истцу пенсии с учетом коэффициента 2, 0 сделан без достаточных оснований, следовательно, допущено существенное нарушение норм процессуального права, влекущее отмену апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит учесть изложенное и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 379-6, 390, 390-1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 августа 2019 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.