Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.
судей: Рогачевой В.В, Панфёровой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1169/2019 по иску Пономаревой Ю. Н. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о защите трудовых прав, по кассационной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, объяснения представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Мифтаховой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Пономаревой Ю.Н. Яковлева А.С, действующего на основании доверенности от 28 декабря 2018 года, сроком на два года, возражавшего против доводов кассационной жалобы, установила:
Пономарева Ю.Н. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу просила взыскать разницу между фактически выплаченной компенсацией при увольнении и компенсацией, рассчитанной с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, в сумме 104 000 рублей, а также разницу между фактически выплаченной при уходе в очередной оплачиваемый отпуск и компенсацией, рассчитанной с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, в сумме 32 832, 82 рублей, согласно представленному расчету, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России N 20-К от 05.03.2013 принята на федеральную государственную гражданскую службу и проходила службу в данной организации в различных должностях. В связи с ликвидацией Северо-Западного регионального центра МЧС России с 29.12.2018 истец освобождена от занимаемой должности и уволена на основании п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В период работы с января по декабрь 2018 года истец получала ежемесячную поощрительную выплату в размере 26 000 рублей, которая составляла значительную часть заработной платы, однако, при увольнении данная выплата не была включена в расчет компенсации, а также в расчет компенсации за отпуск при его использовании.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16.04.2019 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года решение суда отменено в части отказа в иске о взыскании компенсации при увольнении и компенсация морального вреда. В пользу Пономаревой Ю.Н. с ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу взыскано 104 000 рублей и компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела Пономарева Ю.Н. проходила федеральную государственную гражданскую службу с 05 марта 2013 года в должности федеральной государственной гражданской службы - ведущего специалис га-эксперта отдела (организации научно- технической работы и международной деятельности) управления (гражданской защиты) Северо-Западного регионального центра МЧС России, с 20 апреля 2018 года - на должности главного специалиста-эксперта отделения (кадров, воспитательной работы, психологического обеспечения и координации противодействия коррупции) Северо-Западного регионального центра МЧС России.
На основании приказа N49-К от 07.12.2018 года действие служебного контракта прекращено, истец освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в связи с упразднением государственного органа.
Приказом N 49-К от 07.12.2018 истцу установлена выплата денежной компенсации, предусмотренная данной нормой, в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 72). Согласно расчету денежного содержания при увольнении и расчетному листку за декабрь 2018 истцу помимо заработной платы за декабрь, начислены и выплачены также компенсационные выплаты: денежное содержание за полный месяц в сумме 15 981, 15 руб. и компенсация в сумме 55 510, 38 руб.
При этом в расчет денежного содержания при увольнении включены должностной оклад, оклад за классный чин, надбавка за выслугу лет, ежемесячного денежное поощрение, надбавка за особые условия службы 90%, а также дополнительные выплаты ? премия ежемесячная, единовременная выплата при уходе в очередной отпуск, материальная помощь.
На основании Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату груда работников федеральных органов исполнительной власти" для государственных гражданских служащих установлена ежемесячная поощрительная выплата за добросовестное выполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач.
Данная выплата в период службы истца производилась в размере 26 000 рублей. Указанная премия при расчете денежного содержания для выплаты истцу отпускных и компенсации в связи с увольнением не учитывалась.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что оснований для признания данных действий ответчика неправомерными, нарушающими трудовые права истца, не имеется, поощрительная выплата государственным гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач, как выплата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", не входит в состав денежного содержания, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, высвободившихся в результате сокращения численности работников. При этом выплаты при сокращении осуществляются в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда с таким выводами суда первой инстанции не согласилась, посчитав их ошибочными и основанными на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, постановленными с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отменяя решение суда в указанной части, апелляционная инстанция указала следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выел) гу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для Федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных
государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации в 2015 -2018 гг. принимались постановления, которыми также предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Учитывая изложенное вывод суда, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14- 04-05/34482 разъяснения, что судом первой инстанции не сделано.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, постановлены при неправильном применении норм материального права и оценке доказательств, в связи с чем, постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о взыскании 104 000 рублей, как разницы между фактически выплаченной компенсацией при увольнении и компенсацией, рассчитанной с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, является верным.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда правильно согласилась с выводами суда, что исходя из существа и характера указанной стимулирующей выплаты усматривается условие ее начисления именно за выполнение служебных обязанностей и задач, что не осуществляется в период отпуска служащего, в связи с чем, правомерным является расчет компенсации при уходе в очередной отпуск без учета данной премии, поэтому требование о взыскании с ответчика разницы между выплаченной компенсацией и рассчитанной истцом, с включением в расчет поощрительной выплаты, не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда апелляционная инстанция, руководствуясь, положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ, с учетом того, что факт нарушения работодателем трудовых прав работника нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, пришла к верному выводу о том, что работник имеет право на получение денежной компенсации причиненного ему морального вреда, с учетом всех обстоятельств дела, степени вины причинителя вреда, наступивших последствий, в размере 5 000 рублей.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.