Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре
ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения "Привод" о признании недействующим в части приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 23 октября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам ФИО1 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 года перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 3 декабря 2018 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 47 часть 2, размещенным 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости в отношении которых в 2019 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год) согласно приложению к данному Постановлению.
Пунктами 2476, 5275, 1321 таблицы N 1 в Перечень на 2019 год включены здания, расположенные по адресу: "адрес" кадастровыми номерами "данные изъяты".
Общество с ограниченной ответственностью "Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения "Привод" обратилось в суд с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты" которые не обладают признаками объектов налогообложения и в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поэтому включение их в Перечень на 2019 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере.
Административный истец просил суд признать недействующим со дня принятия пункты 2476, 5275, 1321 Таблицы 1 Перечня на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-П "Об определении на 20219 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решением Пермского краевого суда от 23 октября 2019 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения "Привод" удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия пункты 2476, 5275, 1321 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". С Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения "Привод" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просило указанное решение суда от 23 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Пермского края и общество с ограниченной ответственностью Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения "Привод" предоставили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просили указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д. в заключении полагала необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
В соответствии с законом Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м в городских округах (свыше 300 кв. м в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
29 ноября 2018 года Правительством Пермского края принято постановление N 756-п "Об определении на 2019 года перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
Судом первой инстанции установлено, что в оспариваемой административным истцом части в Перечень на 2019 год включены объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес", принадлежащие по праву собственности административному истцу:
- пункт 2476: здание столовой N, кадастровый N;
- пункт 5275: нежилое кирпичное здание с цокольным этажом (заводоуправление), кадастровый N;
- пункт 1321: административно-бытовое здание, кадастровый N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости
- здание столовой N, общей площадью 1 363 кв. м, кадастровый N расположено по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером 59:09:0011801:724, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II - V классов опасности;
- нежилое кирпичное здание с цокольным этажом (заводоуправление) общей площадью 5 810, 8 кв. м, кадастровый N расположено по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II - V классов опасности;
- административно-бытовое здание, общей площадью 4 097, 4 кв. м, кадастровый N расположено по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские объекты II - V классов опасности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что указанные здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для указанных целей и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте, выполненном 18 января 2016 года ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" Чусовской филиал, после перепланировки с 22 апреля 2016 года двухэтажное здание столовой N 32 расположенное по адресу: "адрес" имеет площадь 1 360, 8 кв. м, состоит из помещений: тамбуры, вестибюли, лестничные клетки, лаборатории, умывальные, коридоры, туалеты, помещения уборщиц, слесарка, кладовые, технические помещения, пультовая, щитовая, весовая, кабинеты.
Согласно техническому паспорту, выполненному Лысьвенским бюро технической инвентаризации по состоянию на 22 ноября 2001 года, здание заводоуправления площадью 5810, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", состоит из помещений: лестничные клетки, кабинеты, тамбуры, коридоры, помещения, архивы, уборные, фотолаборатория, узел управления, раздевалки, проходная, бюро пропусков, вестибюли, кладовки, оружейная, комнаты отдыха, душевые, радиоузел, умывальные, конференц-зал, склад, аптека (20, 1 кв. м), парикмахерская (47, 1 кв. м), обеденный зал 227, 6 кв. м, холодильники, разделочная, кухня (моечные) (201, 2 кв. м).
Исходя из технического паспорта, выполненного Лысьвенским бюро технической инвентаризации по состоянию на 18 апреля 2001 года административно-бытовое здание общей площадью 4 097, 4 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", состоит из помещений: тамбуры, коридоры, умывальные, туалеты, кабинеты, кладовые, лестничные клетки, помещения, вентиляционная камера, раздевалки, душевые, бассейны, парилки, комнаты отдыха, моечные, обеденный зал.
Суд первой инстанции правомерно указал, что представленная техническая документация не подтверждает назначение более чем 20 % помещений в указанных зданиях для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также правильно указал на то, что помещения в данных зданиях не могут быть однозначно отнесены к объектам общественного питания, поскольку спорные здания используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от него, обеспечивают потребности сотрудников, доступ в указанные здания ограничен.
Учитывая, что на момент включения в пункты 2476, 5275, 1321 таблицы N Перечня на 2019 год зданий, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "адрес" не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении вышеуказанных зданий в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использования более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности включения в Перечень на 2019 год нежилых зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты", принадлежащих административному истцу.
Также суд первой инстанции учел, что административные помещения в спорных зданиях не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты"1572 соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадало под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объектов, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанных зданий критериям, установленным Налоговым кодеком Российской Федерации и необходимым для включения указанных объектов в Перечень на 2019 год, не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что на момент включения в Перечень на 2019 год нежилое здание с кадастровыми номером "данные изъяты" представляло собою столовую N, было предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания, а нежилое здание с кадастровыми номером "данные изъяты" представляло собой административно-бытовое здание, предназначенное для использования в целях административного назначения, в связи с чем правомерно включены в Перечень на 2019 год, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку само по себе наименование здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции помещения в спорных зданиях не могут быть однозначно отнесены к объектам общественного питания, поскольку административный истец является промышленным предприятием, спорные здания используются административным истцом не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от него, обеспечивают потребности сотрудников, доступ в указанные здания ограничен. Являясь частью имущественного комплекса предприятия, вышеуказанные здания в части используются в целях организации питания работников предприятия. При этом используемая для организации питания часть помещений и помещений, сдаваемых в аренду, также не превышает 20% от общей площади здания.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что нежилое здание с кадастровыми номером "данные изъяты" включено в Перечень на 2019 год на основании акта обследования фактического использования здания от 23 августа 2018 года, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, как правильно установилсуд первой инстанции данное здание заводоуправления используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли административным истцом, а составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимо от него, обеспечивает потребности сотрудников, доступ в указанное здание ограничен. При этом, представленный административным ответчиком акт о фактическом использовании здания заводоуправления не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что здание на момент его обследования использовалось для оказания услуг общественного питания или иной коммерческой деятельности не связанной с производственной деятельностью истца. Приложенные к акту фотоматериалы также данные обстоятельства не подтверждают. Из содержания акта следует, что при осмотре установлены обстоятельства использования помещений сотрудниками административного истца, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что акт обследования здания заводоуправления допустимым и достоверным доказательством, свидетельствующим о размещении в здании офисов или объектов общественного питания, применительно к правовому режиму, установленному положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признан быть не может.
Вместе с тем сдача в аренду части площадей под использование для парикмахерской, для банка, почтового отделения, не свидетельствует о наличии оснований для включения здания в перечень, поскольку указанные площади не превышают 20 % от общей площади здания.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.