Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре
ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевой Виктории Ревовны о признании частично недействующим Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года N 482 по апелляционной жалобе Николаевой Виктории Ревовны на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения административного истца Николаевой Виктории Ревовны, представителей административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики - Михалуковой Н.В, Марковой Е.В, представителя заинтересованного лица - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Михалуковой Н.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" с 01 ноября 2017 года установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей в Чувашской Республике семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Во исполнение данного Указа принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года N 482, которым утвержден Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей (далее - Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты).
Пунктом 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты установлено, что правом на назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты обладают семьи, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей) после 31 декабря 2016 года (в редакции, действующей до 1 января 2020 года).
Административный истец Николаева В.Р. обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что отдел социальной защиты населения Ленинского г. Чебоксары казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки Минтруда Чувашии" со ссылкой на пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отказал ей в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка мотивируя это тем, что среднедушевой доход ее семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Чувашской Республике.
По мнению Николаевой В.Р, пункт 1.1 действующего Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты содержит условие об ограничении количества получателей, путем снижения критериев нуждаемости, предоставляя право на ежемесячную денежную выплату лишь семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожитого минимума, установленную в Чувашской Республике, что нарушает права административного истца на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка.
В соответствии с пунктом 1.1 ранее действовавшего в Чувашской Республике Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года N 608, правом на назначение ежемесячной денежной выплаты обладали семьи, размер среднедушевого дохода которых не превышал среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленного Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Чувашская Республика включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование указанных расходных обязательств, в связи с чем предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", осуществляется на принципах софинансирования расходных обязательств Чувашской Республики, возникающих при назначении выплаты, а не только за счет бюджета Чувашской Республики.
При этом согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае рождения (усыновления) ребенка, начиная с 1 января 2018 года, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, в то время как критерий нуждаемости, установленный в Чувашской Республике, составляет лишь величину прожиточного минимума.
По мнению административного истца, пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606), Указу Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123, поскольку указанные нормативные акты не закрепляют за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения.
Административный истец Николаева В.Р. просила суд признать частично недействующим пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года N 482, в части условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты: "если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике", и просила заменить его условием: "если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленную Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Николаевой Виктории Ревовны отказано.
В апелляционной жалобе Николаева В.Р. просила указанное решение суда от 28 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Прокуратура Чувашской Республики предоставила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указала, что Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года N 482 в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Кабинет Министров Чувашской Республики в лице Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов Чувашской Республики предоставило возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции административный истец Николаева В.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики - Михалукова Н.В, Маркова Е.В, представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Михалукова Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 данного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
15 апреля 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 296 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа), которая включает в себя подпрограмму 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно разделу II Программы "Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы" сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) и малоимущих граждан.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В рамках Программы субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии, в том числе, на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.
Приложением N 7 к разделу II Программы утверждены Правила, определяющие порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в состав национального проекта "Демография", посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606.
Критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 (далее - Перечень), являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости, а также о миграционном и естественном приросте за 3 года, предшествующие текущему финансовому году. В Перечень включаются субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (за исключением субъектов Российской Федерации с высоким естественным и миграционным приростом), а также субъекты Российской Федерации с естественной и миграционной убылью населения. Перечень ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 24 августа 2018 года N 1747-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2019 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606" в Перечень включена Чувашская Республика.
Объемы софинансирования Чувашской Республики, которая является дотационной, определены соглашениями между Министерством труда Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 26 января 2018 года N 149-08-2018-004 и от 4 февраля 2019 N 149-08-2019-131, таким образом указанной Программой установлен возможный критерий нуждаемости в оказании социальной помощи - наличие среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума.
В Чувашской Республике во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 606 был принят Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 82 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" (далее -Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 82), который применялся к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года.
При этом в силу части 4 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 82 ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается лицам, указанным в частях 1 и 3 данной статьи, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленной Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" (далее - Указ Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123) принято решение об установлении с 1 ноября 2017 года ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума для детей в Чувашской Республике семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, Кабинету Министров Чувашской Республики поручено разработать и принять порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты.
Кабинетом Министров Чувашской Республики во исполнение данного Указа 7 декабря 2017 года вынесено Постановление N 482, которым утвержден Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей.
Пунктом 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты (в редакции, действующей до 1 января 2020 года) установлено, что данный Порядок регламентирует процедуру назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей) после 31 декабря 2016 г. до достижения ребенком возраста трех лет, имеющего(их) гражданство Российской Федерации и постоянно проживающего(их) на территории Чувашской Республики, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей) после 31 декабря 2016 г. (далее также соответственно - семья, ежемесячная денежная выплата, заявление).
В данный Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты были внесены изменения и дополнения Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 мая 2018 года N 176 и от 14 августа 2019 года N 331 "О внесении изменений в некоторые Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики", которыми оспариваемые по данному делу нормы не изменялись.
После принятия решения суда по настоящему делу в Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года N 567 вынесены изменения, в пункте 1.1 слова "если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты" заменены словами "если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Чувашской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты", данные изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Таким образом, предметом рассмотрения в суде первой инстанции являлся пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты (в редакции от 14 августа 2019 года), который административный истец оспаривает в части признания права на назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей) после 31 декабря 2016 года лишь при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Поскольку пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в оспариваемой административным истцом редакции применялся к административному истцу, то само по себе принятие новой редакции данного пункта, которая распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, не может повлечь отмену решения суда и прекращение производства по делу.
Издание Кабинетом Министров Чувашской Республики нормативных правовых актов в виде постановлений предусмотрено статьей 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики".
Постановления и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики обязательны к исполнению на всей территории Чувашской Республики. постановления и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики подписываются Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики (части 4 и 5 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики").
На основании части 6 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики", частей 1 и 2 статьи 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года N 40 "О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики" датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cap.ru). Акты Главы Чувашской Республики, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело, установил, что оспариваемый Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты принят уполномоченным органом, в установленном законом порядке, официально размещен на портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru 7 декабря 2017 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 декабря 2017 года и опубликован в газете "Вести Чувашии" N 49 за 16 декабря 2017 года. С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что административный истец Николаева В.Р. имеет четверых детей: Виктора - 26 января 2006 года рождения, Варвару - 21 февраля 2009 года рождения, Константина - 4 ноября 2014 года рождения, и Елизавету - 11 сентября 2017 года рождения.
11 октября 2019 года Николаева В.Р. обратилась в отдел социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка - дочери Елизаветы, 11 сентября 2017 года рождения. Однако письмом от 17 октября 2019 года Николаевой В.Р. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка, поскольку среднедушевой доход ее семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике.
Оспаривая в части пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты, административный истец указывает на его противоречие Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606, Указу Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123, поскольку указанные нормативные акты не закрепляют за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения, а также указывает, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае рождения (усыновления) ребенка, начиная с 1 января 2018 года, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, в то время как критерий нуждаемости, установленный в Чувашской Республике, составляет лишь величину прожиточного минимума.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Кабинет Министров Чувашской Республики, исходя из финансового положения Чувашской Республики, являющейся дотационной, соответственно ограниченной в правах по увеличению расходных обязательств, во исполнение Указа Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123, которым Кабинету Министров Чувашской Республики было поручено разработать и принять порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты, был вправе определить критерии нуждаемости семьи в государственной поддержке в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в виде определения среднедушевого дохода в размере, не превышающем величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, которые нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указала, что пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в оспариваемой части противоречит нормативным актам Российской Федерации, в том числе Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606, Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", а также Указу Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года N 123, которые не ограничивают возможность получения денежной выплаты при рождении четвертого ребенка, а кроме того не закрепляют за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой меры поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения.
Судебная коллегия находит данные доводы апелляционной жалобы несостоятельными, так как в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 прямо предусмотрено рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям соответствующую ежемесячную денежную выплату.
Согласно разделу II "Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, Кабинет Министров Чувашской Республики, устанавливая Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей был вправе установить, что правом на назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты обладают семьи, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Кабинет Министров Чувашской Республики, устанавливая Порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты, наряду с порядком назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной выплаты определилусловия обеспечения данной выплатой, наделив правом на нее семьи, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Установление таких условий приобретения права на ежемесячную денежную выплату осуществлено в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, направлено на приоритетную социальную поддержку нуждающихся в поддержке семей, установлено исходя из имеющихся у субъекта Российской Федерации на данном этапе социально-экономического развития финансовых возможностей и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.
Разрешение же вопроса о выборе критериев определения нуждающейся в поддержке семьям для целей обеспечения ежемесячной денежной выплатой является прерогативой законодателя.
Также в апелляционной жалобе административный истец сослался на ухудшение оспариваемого критерия по сравнению с критерием нуждаемости, который ранее был установлен Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года N 608.
Судебная коллегия полагает ссылки административного истца на Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года N 608 несостоятельными в силу следующего.
Пунктом 1.1 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года N 608 установлено, что данный Порядок и условия в соответствии с Законом Чувашской Республики "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" регламентируют процедуру предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей), имеющего(их) гражданство Российской Федерации и постоянно проживающего(их) на территории Чувашской Республики, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленную Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Вместе с тем, Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 82 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" и Порядок и условия, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года N 608, регулировали отношения по предоставлению ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года, в то время как оспариваемый административным истцом пункт 1.1 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты регулирует вопросы назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года.
При этом само по себе то обстоятельство, что законодательством субъекта Российской Федерации в разные периоды времени устанавливались разные критерии нуждаемости, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также не влечет возложение на Кабинет Министров Чувашской Республики обязанности по установлению иного критерия нуждаемости, в той редакции, как просит административный истец.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Виктории Ревовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Чувашкой Республики.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.