Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Рогожиной Е.В, Калугина Д.М.
при секретаре Идрисовой С.З, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, представителя административного ответчика ФИО7, представителя заинтересованного лица ФИО8, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транкор" о признании недействующим подпункта 9.1.1 пункта 9 Приложения N 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", по апелляционным жалобам административного ответчика Думы городского округа Тольятти, заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от 2 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Транкор" (далее ООО "Транкор") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 9.1.1 пункта 9 Приложения N 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти".
Решением Самарского областного суда от 2 октября 2019 года административное исковое заявление ООО "Транкор" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик - Дума городского округа Тольятти и заинтересованное лицо Администрация городского округа Тольятти обратились в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Самарской области представлены возражения. Так же представлен отзыв на апелляционные жалобы заинтересованным лицом - Правительством Самарской области.
В судебное заседание явились представители Думы городского округа Тольятти, Администрации городского округа Тольятти, иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции, при надлежащем извещении, не явились. Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия установиласледующее.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 утверждены коэффициенты и проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти (далее - решение от 1 октября 2008 г. N 972).
Приложением 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты вида использования земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемые для целей, не связанных со строительством.
Подпунктом 9.1.1 пункта 9.1 Приложения N 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков под промышленными объектами: земельные участки фабрик, заводов и комбинатов, производственных баз, цехов и мастерских и составляет 0, 0426.
Как следует из материалов дела 9 августа 2017 года между Администрацией городского округа Тольятти и ООО "Транкор" заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендатору передан земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Видом разрешенного использования данного земельного участка является: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (зона NПК-4).
В соответствии с протоколом разногласий к договору аренды земельного участка, заключенного между Администрацией городского округа и ООО "Транкор", подписанного обеими сторонами, годовой размер арендной платы за весь земельный участок составляет на 2017 год 1699077, 60 рублей и рассчитывается по формуле: А=Скад*2%, где Скад - кадастровая стоимость земельного участка, 2% - определяется на основании п. 3.2 Постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (с изменениями на 14 ноября 2016 года) в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка).
Однако, при расчёте задолженности за пользование земельным участком с 8 апреля 2017 года по 31 января 2019 года, расчёт арендной платы арендодателем произведен на основании положения п. п. 9.1.1 п.9.1 оспариваемого нормативного акта.
В связи с чем, ООО "Транкор" обратилось с настоящим административным исковым заявлением в Самарский областной суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что порядок расчёта арендной платы за земельные участки не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В данном случае арендная плата установлена не в размере соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования, а с учётом объектов, находящихся на земельном участке (капитальных или временных), что создает дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, путём установления различной платы за аренду аналогичных земельных участков.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и основным принципам определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействующим в этой части.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что суд сослался в своем решении на ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, а так же Постановление Правительства N582 от 16 июля 2009 года, которые были приняты после принятия оспариваемого нормативного акта, не влекут отмену судебного постановления.
Пункт 9 Приложения N1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 введен в действие 1 июля 2009 года, то есть до принятия Постановления Правительства N582 от 16 июля 2009 года, с введением в действие ст. 39.7 Земельного кодекса РФ основные принципы определения арендной платы земельного участка не изменились.
Доводы административного ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в не указании в резолютивной части судебного постановления на обязательное опубликования в средствах массовой информации обжалуемого судебного постановления, по мнению, судебной коллегии не являются безусловными основанием к отмене судебного постановления, поскольку решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит опубликованию в силу закона.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, о том, что при расчёте арендной платы учитывается кадастровая стоимость, которая является экономической величиной, следовательно, учтены экономические факторы, предусмотренные законом при расчёте арендной платы за земельный участок, судебной коллегией отклоняются.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (с изменениями на 14 ноября 2016 года), арендная плата за земельный участок рассчитывается по формуле: Ап (размер арендной платы)= кадастровая стоимость на 1 января расчетного года х коэффициент вида использования земельного участка х коэффициент инфляции, однако, использование кадастровой стоимости как одного из множителей в данной формуле не учитывает доходность земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части судебного решения отсутствует указание на редакцию п. п. 9.1.1 п. 9.1 обжалуемого нормативного акта, следовательно, суд признал недействующим все решения Думы городского округа Тольятти, которыми вносились изменения в оспариваемый подпункт, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку из искового заявления усматривается, что обжалуется п. п. 9.1.1 п. 9.1 Приложения N1 в действующей редакции (коэффициент вида использования 0, 0426), из решения суда первой инстанции следует, что признан недействующим п. п. 9.1.1 п. 9.1 Приложения N 1 так же в действующей редакции, следовательно, каких либо сомнения в том, что являлось предметом рассмотрения настоящего спора, не имеются.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского областного суда от 2 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Тольятти, Администрации городского округа Тольятти ? без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.