г. Нижний Новгород |
31 марта 2020 года |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев частную жалобу представителя Зангировой "данные изъяты", Голубевой "данные изъяты" - Сычева "данные изъяты" на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2020 года об отказе в принятии административного искового заявления Зангировой "данные изъяты", Голубевой "данные изъяты" к Совету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения от 10 июля 2015 года N549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", установил:
Зангирова Л.К, Голубева З.А. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением к Совету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения от 10 июля 2015 года N549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на данный момент на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан действует два нормативно-правовых акта об утверждении Правил землепользования и застройки Осиновского поселения, а поскольку они являются собственниками земельных участков, расположенных в границах указанной территории, то они имеют право на определенность при пользовании и владении земельным участком.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2020 года в принятии указанного административного искового заявления отказано на основании части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Представителем административных истцов Сычевым А.С. на указанное определение суда подана частная жалоба, в которой заявителем поставлен вопрос об его отмене как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов частной жалобы заявителем указывается на то, что согласно письму Министерства Юстиции Республики Татарстан от 22 января 2020 года N09/13-10/37 оспариваемый нормативно-правовой акт является действующим.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Положениями пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в принятии к производству административного искового заявления судья указал, что административными истцами обжалуется нормативный правовой акт, утративший законную силу и прекративший свое действие, поскольку из содержания административного искового заявления, а также нормативных правовых актов, опубликованных на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан, следует, что в результате последовательного принятия органом местного самоуправления равных по юридической силе нормативных правовых актов, происходила замена одного акта градостроительного зонирования сельского поселения другим, предыдущие Правила землепользования и застройки утрачивали силу.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами судьи, поскольку они являются ошибочными и не основаны на требовании закона.
Как следует из материалов дела, решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2013 года N97 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N549 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции. Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района рекомендовано внести соответствующие изменения в свои муниципальные правовые акты в связи с принятием настоящего решения.
Решением Совета Осиновского сельского поселения от 25 июля 2017 года N155 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2013 года N97.
Решением Совета Осиновского сельского поселения от 8 декабря 2017 года N188 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района, признаны утратившими силу решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2013 года N97 и решение Совета Осиновского сельского поселения от 25 июля 2017 года N155.
Решением Совета Осиновского сельского поселения от 10 сентября 2019 года N343 Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение", утвержденные решением Совета Осиновского сельского поселения от 8 декабря 2017 года N188, признаны утратившими силу.
Данные нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами и опубликованы в установленном законом порядке.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта в том числе, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.
Из представленных суду апелляционной инстанции материалов следует, что оспариваемое решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2015 года N549, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является действующим и не утратившим силу нормативным правовым актом, что подтверждается в том числе ответом Министерства юстиции Республики Татарстан приложенным к частной жалобе, из которого следует, что решение Совета Зеленодольского муниципального района от 10 июля 2015 года N549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан и является действующим, сведений об отмене или признании утратившими силу указанного муниципального нормативного правового акта в регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан не содержатся.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие не соответствует фактическим обстоятельствам дела, документы, подтверждающие данные сведения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказ в принятии административного искового заявления по данному основанию является незаконным и необоснованным.
На основании вышеизложенного, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что он подлежит отмене с направлением материалов в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2020 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Зангировой "данные изъяты", Голубевой "данные изъяты" к Совету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения от 10 июля 2015 года N549 "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан направить в Верховный Суд Республики Татарстан для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.