Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Волкова Е.Н., действующего в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Национальная телекомпания Чувашии" Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Национальная телекомпания Чувашии" Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, установила:
5 сентября 2019 года ведущим специалистом экспертом Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Национальная телекомпания Чувашии" Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2019 года, АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Волков Е.Н, ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела; считает, что не соблюден порядок привлечения к административной ответственности, отсутствуют данные, подтверждающие вину юридического лица в неисполнении предписания.
Жалоба мотивирована тем, что в отношении АУ "НТРК Чувашии" 5 сентября 2019 года был также составлен протокол по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2019 года по делу N А79-10602/2019, в удовлетворении заявления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики - Чувашии о привлечении АУ "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом отказано. Таким образом, обстоятельства и события, в соответствии с которыми был составлен протокол об административном правонарушении от 5 сентября 2019 года N АП-21/3/427 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части неисполнения предписания и нарушения лицензионных требований, мировым судьей не установлены. Выводы суда не доказаны, что следует из решения Арбитражного суда Чувашской Республики.
Просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю, что постановление мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведения в период с 12 августа 2019 года по 30 августа 2019 года внепланового систематического наблюдения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики - Чувашии на основании поручения центрального аппарата Роскомнадзора от 26 июля 2019 года N 04СВ-65427 о проведении систематического наблюдения в отношении АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии выявлены нарушения требований статьи 31.7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", выразившихся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения - неустранение ранее выявленного нарушения требований подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1025, статья 31 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации".
4 июня 2019 года заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики - Чувашии вынесено предписание N П-0/-/1/150 в отношении АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии об устранении нарушений лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N1025 в срок до 10 июля 2019 года.
Как следует из вышеуказанного предписания АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии нарушены лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N10205, а именно: объем вещания радиоканала "Национальное радио Чувашии-Чаваш Ен" на частоте 106, 7 МГц в с. Красные Четаи Красночетайского района Чувашской Республики сокращен и не соответствует объему, указанному в приложении N2/2 к лицензии (п.п. "а", п.4 Положения).
5 июня 2019 года данное предписание получено директором АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии Ефимовым В.П, о чем свидетельствует его подпись в указанном предписании (л.д. 16 - оборот).
Поскольку в установленный срок предписание не выполнено, 5 сентября 2019 года ведущим специалистом - экспертом Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении 3 октября 2019 года мировой судья пришел к выводу о виновности юридического лица - АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о виновности АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья обосновал ссылками на протокол об административном правонарушении от 5 сентября 2019 года, предписание от 4 июня 2019 года, акт проверки от 30 августа 2019 года, признав их допустимыми доказательствами и достаточными для установления виновности автономного учреждения в совершении административного правонарушения.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вместе с тем в нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей не приняты достаточные меры по надлежащему выяснению обстоятельств совершенного административного правонарушения и проверке доводов директора АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии Ефимова В.П, изложенные в возражениях от 5 сентября 2019 года (л.д. 7), на которые защитник Волков Е.Н, действующий в интересах юридического лица указывает и в поданной жалобе.
Доводы о том, что несоблюдение объема вещания, указанного в лицензии от 24 сентября 2013 года РВ N 24311, который в контролируемый период составил 10 часов 43 минуты, произошло не по вине автономного учреждения, а вызвано сбоем в системе "Триколор", имевшим место только 12 августа с 8 часов 32 минут до 8 часов 45 минут, а в остальные дни "Национальное радио Чувашии-Чаваш Ен" работало в штатном режиме, не проверены (л.д.51, 52).
Не проверены мировым судьей доводы возражений о том, что контрольная запись вещания эфира подтверждает непрерывную передачу сигнала оператору связи.
Вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного и всестороннего разрешения дела мировым судьей не исследовались.
В обжалуемом судебном акте отсутствуют какие-либо выводы относительно заявленных доводов.
В соответствии с решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2019 года по делу N А79-10602/2019, в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о привлечении АУ "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
При рассмотрении дела судом было установлено, что запись радиоэфира на частоте 106, 7 МГц за период с 12 августа 2019 года по 19 августа 2019 года проводилась не в месте осуществления вещания, указанного в лицензии. Имели ли место перерывы в вещании непосредственно в селе Красные Четаи и Красночетайском районе Чувашии, то есть на территории, обозначенной в лицензии, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, не представило. Судом была исследована запись исходящего радиоэфира АУ "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии за период с 12 по 19 августа 2019 года, согласно которым вещание осуществлялось круглосуточно и без перерыва на всю территорию, указанную в лицензии, в том числе на территорию Красночетайского района Чувашии.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, прежде чем признать лицо виновным все доказательства должны быть изучены судом в его присутствии в ходе публичного заседания с целью обеспечения состязательности процесса. Иное признается нарушением права на справедливое судебное разбирательство (Постановление Европейского Суда по правам человека от 13 марта 2012 года "Дело "Карпенко против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 3 мая 2012 года "Дело "Салихов против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 25 апреля 2013 года "Дело "Евгений Иванов против Российской Федерации").
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела мировым судьей, в производстве которого находилось данное дело, не приняты.
Учитывая существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2019 года в отношении АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возможность правовой оценки действий АУ ЧР "НТРК Чувашии" Мининформполитики Чувашии на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем ставится вопрос в жалобе, утрачена, возобновление производства и направления дела на новое рассмотрение недопустимо.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста в случае вынесения решения об отмене предыдущих судебных решений и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.13, пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Волкова Е.Н, действующего в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Национальная телекомпания Чувашии" Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.