Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Смородинова А.К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи участка N 3 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 26 ноября 2019 года, решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Смородинова А.К., установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года, Смородинов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией оружия марки "ИЖ - 43" 12 калибра N 9319385, 1993 года выпуска.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Смородинов А.К, просит судебные акты отменить ввиду их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Как усматривается из материалов дела, 20 ноября 2019 года было установлено, что Смородинов А.К. по адресу: "адрес", незаконно хранил огнестрельное оружие "данные изъяты", 12 калибра N, 1993 года выпуска.
Срок действия разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия "данные изъяты", 12 калибра N 9319385 истек 27 октября 2019 года.
По истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, рапортом сотрудника полиции (л.д.6), разрешением РОХа N 13531806 на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему (л.д.7), протоколами изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию (л.д.5), протоколом об административном правонарушении от 20 ноября 2019 года (л.д. 4), объяснениями Смородинова А.К. (л.д.11) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 вышеуказанного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного закона.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" (далее - Инструкция), не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичный правовой подход выражен в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 КоАП РФ".
Как установлено судьями обеих инстанций в период с 27 октября 2019 года по 26 ноября 2019 года Смородинов А.К осуществлял незаконное хранение по месту жительства огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на хранение и ношение, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Смородинов А.К. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью деяния. В обоснование своего требования, указывает на отсутствие умысла, совершение правонарушения впервые, отсутствие общественно опасных последствий, а также на наличие уважительной причины, препятствующей получению разрешения с установленный срок, в качестве которой просит признать тяжелое финансовое положение, болезнь супруги, нахождение на пенсии.
Доводы жалобы о том, что разрешение на хранение и ношение оружия Смородинов А.К. не продлил в связи наличием вышеуказанных уважительных причин, был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу об административном правонарушении и обоснованно признан несостоятельными.
Нетрудоспособность супруги, тяжелое финансовое положение, нахождение на пенсии не может являться уважительной причиной пропуска срока продления разрешения, не свидетельствует о правомерности хранения оружия в отсутствие действующего разрешения, равно как не означает невозможность соблюдения Смородиновым А.К. требований законодательно установленного порядка хранения оружия.
Зная о том, что срок действия разрешений истекает, в предусмотренный пунктом 67 Инструкции срок он не представил в отдел лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения нового разрешения, не сдал оружия на временное хранение в отделение полиции по месту жительства, а продолжил незаконно хранить их у себя дома.
Постановление о привлечении Смородинова А.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 вышеуказанного Кодекса для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания, совершенного Смородиновым А.К. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанного Кодекса не имеется по следующим основаниям.
Согласно статьи 2.9 вышеуказанного Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не лишен возможности при наличии к тому объективных оснований (совершение административного правонарушения впервые, неосторожная форма вины нарушителя, кратковременность незаконного хранения оружия после истечения срока соответствующего разрешения и т.п.) признать совершенное административное правонарушение малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 данного Кодекса освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2018 года N 866-О).
Согласно материалам дела Смородинов А.К. более месяца по истечении срока действия выданного ему разрешения на хранение и ношение оружия незаконно хранил по месту жительства гражданское огнестрельное оружие. Этот срок незаконного хранения не является кратковременным с учетом объекта посягательства и характера правонарушения, его существенной угрозы общественным отношениям.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 названного Кодекса не усматривается.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 20.8 названного Кодекса.
Ссылка в жалобе на наличие смягчающих административную ответственность обстоятельства, которые не были учтены при назначении наказания, такие как наличие признание вины, раскаяние в содеянном не могут повлечь отмену или изменение судебных актов, поскольку наказание назначено по минимальной санкции, предусмотренной за данное правонарушение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи участка N 3 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 26 ноября 2019 года и решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Смородинова А.К, оставить без изменения, жалобу Смородинова А.К. - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.