Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., изучив жалобу Ш на вступившее в законную силу решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Алексеевского района Оренбургской области от 24 мая 2019 г. Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2019 г. вышеуказанное постановление мирового судьи от 24 мая 2019 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ш. выражает несогласие с решением Бугурусланского районного суда, ввиду нерассмотрения судьей вопроса об издержках, понесенных им при назначении экспертизы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Согласно части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издержки по делу об административном правонарушении состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном данным Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления судьи районного суда) (часть 2 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не подлежит расширительному толкованию.
Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в ходе производства по делу определением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 июля 2019 г. назначена судебная автотехническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО "Лаборатория судебных и технических экспертиз", оплата ее проведения возложена на Ш. (л.д. 118 - 120).
Согласно представленному АНО "Лаборатория судебных и технических экспертиз" счету N 19094 от 17 августа 2019 г. стоимость данной экспертизы составила 25 000 рублей. (л.д. 190).
Проведение экспертизы оплачено Ш. 21 августа 2019 г, что подтверждается квитанцией (л.д. 194).
Вместе с тем судьей Бугурусланского районного суда Оренбургской области при вынесении постановления не учтены вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение об издержках по настоящему делу об административном правонарушении не отражено в судебном акте от 22 августа 2019 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что вопрос об издержках подлежит разрешению судом, вынесшим решение о прекращении производства по делу, решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2019 г. подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Бугурусланский районный суд Оренбургской области для разрешения вопроса об издержках.
При этом настоящим постановлением не ставятся под сомнение изложенные в обжалуемом решении выводы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Данное дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в связи с тем, что в постановлении о прекращении производства по делу вопрос об издержках вопреки требованиям статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не разрешен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2019 г. в отношении Ш по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Бугурусланский районный суд Оренбургской области.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.