Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника А., действующего на основании доверенности в интересах акционерного общества "Оренбургнефть" на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 20 мая 2019 г. N 56-05-01-007/2019, решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 6 декабря 2019 г., вынесенные в отношении акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - АО "Оренбургнефть", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 20 мая 2019 г. N 56-05-01-007/2019, оставленным без изменения решением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2019 г, решением судьи Оренбургского областного суда от 6 декабря 2019 г, АО "Оренбургнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции защитник А выражает несогласие с вынесенными в отношении общества судебными актами и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 1 апреля 2019 г. в Управление Россельхознадзора по Оренбургской области поступило сообщение заместителя главы администрации Бугурусланского района Оренбургской области об аварийной утечки нефтепродуктов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:07:0415023:30, расположенном в границах муниципального образования Благодаровский сельсовет Буругусланского района Оренбургской области (Карповское месторождение).
2 апреля 2019 г. в ходе проведения административного расследования должностным лицом Управления Россельхознадзора по Оренбургской области был обнаружен разлив технической жидкости вследствие разгерметизации трубопровода нефтегазосборной АГЗУ-15-АГЗУ-2 Карповского месторождения ЦЭРТ-2 участка 1, принадлежащего АО "Оренбургнефть". В связи с разливом технической жидкости произошло затопление плодородного слоя почвы на площади 121 кв. м.
При визуальном осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:07:0415023:30 установлено, что на участке проведены земляные работы, связанные с заменой аварийного участка трубопровода. На места разлива площадью 121 кв. м верхний плодородный слой почвы снят и перемещен вместе с минеральным грунтом, вследствие чего произошло перемешивание плодородного слоя почвы с глиной. Общая площадь нарушения плодородного слоя почвы составляет 1620 кв. м. Вокруг земельного участка залитого нефтью и нефтепродуктами наблюдается уплотненность и заезженность плодородного слоя почвы технологическим транспортом, имеются следы специальной тяжелой колесной техники.
Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра земельного участка, приложенными к нему фототаблицей и схематическим чертежом осматриваемого земельного участка, актом технического расследования инцидента на трубопроводе от 3 апреля 2019 г. N 37 и планом мероприятий по ликвидации последствий разгерметизации трубопровода АГЗУ N 15-АГЗУ N 2 Карповского месторождения, произошедшего 31 марта 2019 г, составленными должностными лица АО "Оренбургнефть" и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.
Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в жалобе, в том числе о недоказанности обстоятельств на основании которых вынесено постановление, нарушение правил подсудности при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, являлись предметом изучения при рассмотрении настоящего дела, выводы должностного лица и судов не опровергают.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, и судебных инстанций и толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 20 мая 2019 г. N 56-05-01-007/2019, решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2019 г, решение судьи Оренбургского областного суда от 6 декабря 2019 г, вынесенные в отношении акционерного общества "Оренбургнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника А. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.