Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матыциной Е.И, судей Фахрутдинова И.И. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мердеева Р.Т, Юсупова Р.С, Комковой Н.Р на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 8 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 ноября 2019 года по административному делу N 2а-1760/2019 по административному исковому заявлению Мердеева Р.Т, Юсупова Р.С. к главе муниципального района Красноярский Самарской области, комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, главе администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Муниципальному казенному учреждению "Благоустройство" сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области о признании действий (бездействий) незаконными.
Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И, объяснения Мердеева Р.Т, представителя Комковой Н.Р. - Шаровской М.В, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Шарафутдиновой Л.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя администрации сельского поседения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и Муниципального казенного учреждения сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области "Благоустройство" - Браже М.Г, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мердеев Р.Т, Юсупов Р.С. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просили суд:
признать бездействие главы муниципального района Красноярский Самарской области незаконными и обязать главу муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов, путем дачи мотивированного ответа на коллективную жалобу жителей "адрес" о принятых мерах в части устранения нарушений жилищных прав административных истцов;
признать незаконными действия комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области по вынесению распоряжения от 18 октября 2018 года N 1804-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N и постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 10 530 кв.м, с ориентиром: "адрес", с кадастровым номером N;
признать незаконными действия администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ "Благоустройство" муниципального района Красноярский Самарской области по установке ограждения (забора) кладбища и переносу ворот кладбища на расстояние 10 метров, от жилого дома Мердеева Р.Т.;
обязать администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ "Благоустройство" муниципального района Красноярский Самарской области устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, изложенные в представлении прокурора Красноярского района Самарской области от 23 июля 2018 года N 07-20-18;
демонтировать ограждение кладбища, произведенное с нарушением санитарных правил и норм, перенести ворота кладбища на старое место, установить новое ограждение по координатам, указанным в пункте 6 требований настоящего административного искового заявления;
возложить на администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ "Благоустройство" муниципального района Красноярский Самарской области обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища в п. Линевой Красноярского района Самарской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административных истцов запретить:
главе администрации муниципального района Красноярский Самарской области выносить решения (выдавать разрешения) на захоронения на кладбище п. Линевой Красноярского района Самарской области, делегировать полномочия по вынесению решений (выдаче разрешений) на захоронения усопших на кладбище п. Линевой Красноярского района Самарской области третьим лицам, до момента установления санитарно-защитной зоны кладбища пос. Линевой Красноярского района Самарской области;
администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ "Благоустройство" муниципального района Красноярский Самарской области производить захоронения на кладбище пос. Линевой Красноярского района Самарской области, ближе чем на 50 метров от жилого дома Мердеева Р.Т.
Обязать комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером N, установив местоположение границ земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, находящегося по адресу: "адрес" в соответствии со схемой расположения границ земельного участка от 8 апреля 2019 года, выполненной ООО Фирма "Новатор-Х" кадастровым инженером Демиденко Н.Д.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками земельных участков с расположенными на них жилыми домами по адресу: "адрес"
Рядом с домами истцов находится поселковое кладбище, границы которого начиная с 1994 года по 2018 год незаконно расширялись, в связи с чем, истцы обращались с жалобами в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, прокуратуру Красноярского района Самарской области.
18 июня 2018 года территория кладбища п. Линевой Красноярского района Самарской области вновь была незаконно расширена в сторону принадлежащих Мердееву Р.Т. и Комковой Н.Р. жилых домов, старый забор кладбища был снесен, по периметру кладбища были возведены новые столбы, поставлена сетка-рабица, в связи с чем, истцы обратились с жалобой в прокуратуру Красноярского района Самарской области.
Из ответа прокуратуры Красноярского района Самарской области от 25 июля 2018 года N 781ж-18, следует, что при проведении проверки были выявлены нарушения СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". В адрес главы администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области прокурором было направлено представление от 23 июля 2018 года N 07-20-18 "Об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле", которое административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.
30 октября 2018 года административные истцы обратились с жалобой на незаконные действия по расширению кладбища в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области. Обращение перенаправлено на рассмотрение главе администрации муниципального района Красноярский Самарской области и в полицию.
Письмом комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 10 декабря 2018 года за N 9155 сообщено, что распоряжением от 18 октября 2018 года N 1804-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N земельный участок, площадью 10 530 кв.м. с адресным ориентиром: "адрес" был поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый N. Вместе с тем из выписки из ЕГРН видно, что поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10 530 кв.м. по размерам гораздо больше земельного участка, фактически занимаемого кладбищем, и границы данного земельного участка установлены без учета требований о соблюдении санитарно-защитной зоны, что противоречит закону.
Ответ по существу обращения от главы администрации муниципального района Красноярский Самарской области, перенаправленного из Роспотребнадзора 30 октября 2018 года, не получен до настоящего времени.
В результате незаконных действий (бездействия) администрации, МКУ "Благоустройство", комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области по постановке земельного участка под размещение кладбища на кадастровый учет, установке нового ограждения кладбища в нарушение санитарно-защитной зоны, нарушены права истцов.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: прокуратура Красноярского района Самарской области, Комкова Н.Р.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 8 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 19 ноября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Мердеева Р.Т, Юсупова Р.С. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, поданной 9 января 2020 года через Октябрьский районный суд г. Самары, Мердеев Р.Т, Юсупов Р.С, заинтересованное лицо Комкова Н.Р. ставят вопрос об отмене судебных актов ввиду несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, существенного нарушения судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы административные истцы указали, что судом первой и апелляционной инстанции не учтено, что принадлежащие Мердееву Р.Т. и Комковой Н.Р. земельные участки с расположенными на них жилыми домами ввиду незаконного расширения кладбища в настоящее время расположены в санитарно - защитной зоне. Действующим законодательством установлены размеры санитарно-защитной зоны, которые для сельских кладбищ составляют 50 метров. От границ кладбища до границ земельного участка Мердеева Р.Т. - 11 метров, до границ земельного участка Комковой Н.Р. - 30 метров.
Заявители кассационной жалобы полагают, что судом первой инстанции без исследования обстоятельств дела принято решение об отказе в иске о признании незаконным бездействия администрации по предоставлению ответа на обращение. Выводы суда противоречат материалам дела, поскольку ответ по существу обращения заявителей не получен.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у административных ответчиков обязанности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного в поселке Линевой сделаны без учета требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Ссылка в решении суда на Постановление Правительства от 30 марта 2018 года N 222, которым установлено, что санитарно - защитные зоны не распространяются на территории кладбищ, в связи с чем у административных ответчиков отсутствует обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, не основана на законе. Кроме того, в силу пункта 52 Правил землепользования и застройки сельского поседения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей от 22 июля 2013 года N 45 зоной специального назначения (Сп1), связанной с захоронениями, предусмотрена санитарно-защитная зона 100 метров. Распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий 10 530 кв.м, в больших размерах, чем предусмотрено территорией зоны специального назначения, связанной с захоронениями.
В кассационной жалобе административные истцы также указывают, что Генеральным планом сельского поселении Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области расширения кладбища в поселке Линевой не предусмотрено. Прокурором Красноярского района Самарского области 23 июля 2018 года зафиксирован факт нахождения жилых пристроек, в том числе дома Мердеева Р.Т. в санитарно-защитной зоне кладбища, выявлены иные нарушения, о чем выдано представление, которое не исполнено. Кроме того, судом не устранены противоречия по сведениям о размере фактической площади земельного участка под размещением кладбища - 13 778 кв.м, с учетом результатов произведенной экспертизы, и сведениям, представленным с учетом замеров, произведенных специалистами кадастровой палаты - 11 474 кв.м.
Выводы суда о том, что требования об обязании комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский внести изменения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером N носят гражданско-правовой характер и подлежат рассмотрению в исковом порядке путем предъявления иска к правообладателю земельного участка в порядке искового производства не основаны на статье 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В силу положений статей 16, 17 и 18 данного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Из материалов административного дела следует, что Мердеев Р.Т. является собственником земельного участка, площадью 3 099 кв.м, и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес"
Установлено, что Юсупов Р.С. являлся собственником земельного участка, площадью 2490 кв.м, и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес". На основании договора дарения от 30 октября 2014 года Юсупов Р.С. передал указанные объекты недвижимости в собственность Комковой Н.Р.
Земельный участок Мердеева Р.Т, Комковой Н.Р, относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под жилую застройку.
Согласно схеме расположения границ земельного участка, границы земельного участка, принадлежащего Мердееву Р.Т. расположены на расстоянии 11, 20 метров от границы кладбища, границы земельного участка Комковой Н.Р. на расстоянии 11, 25 метров, что может свидетельствовать о фактическом их нахождении в санитарно-защитной зоне кладбища (л.д. 53, 147).
Из содержания административного иска усматривается, что, обращаясь в суд, истцы оспаривали бездействие главы администрации муниципального района Красноярский Самарской области, выразившееся в фактическом нерассмотрении обращения по факту расширения границ сельского кладбища, при наличии предписания о закрытии кладбища.
Как следует из материалов дела, административные истцы обратились в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя по Самарской области. 2 ноября 2018 года указанное обращение перенаправлено главе муниципального района Красноярский Самарской области.
10 декабря 2018 года комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области на обращение был дан ответ, из которого следует, что прокуратурой Красноярского района Самарской области 24 июля 2018 года в адрес администрации сельского поселения Красный Яр было направлено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а именно несоблюдении санитарно-охранных зон кладбища. Распоряжением Комитета от 10 октября 2018 года земельный участок, площадью 10 530 кв.м. под размещение кладбища поставлен на кадастровый учет.
К бездействию органа местного самоуправления (должностного лица), которое может быть оспорено в судебном порядке, относится неисполнение органом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
При рассмотрении настоящего дела суду надлежало выяснить, относится ли вопрос, о разрешении которого обратились к административному ответчику к его компетенции, рассмотрено ли обращение по существу всех содержащихся в нем вопросов.
Между тем из материалов дела следует, что судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении административного иска принято без исследования указанных выше вопросов.
Кроме того, в нарушение части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании бездействия главы муниципального района Красноярский Самарской области администрация муниципального района Красноярский Самарской области не привлечена.
Из материалов дела также следует, что распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 18 октября 2018 года N 1804-з "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:26:1408013" земельный участок, площадью 10 530 кв.м, с адресным ориентиром: Самарская "адрес" постановлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер N
25 января 2019 года распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области N 83-з "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" вышеуказанный указанный земельный участок, кадастровый номер N, предназначенный для размещения кладбища, предоставлен сельскому поселению Красный Яр в постоянное (бессрочное) пользование.
19 марта 2019 года за администрацией сельского поселения Красный Яр в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1408013:167.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении в части признания незаконными действий комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области по вынесению распоряжения от 18 октября 2018 года N 1804-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N" и постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 10 530 кв.м, с адресным ориентиром: "адрес", с кадастровым номером N суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение принято во исполнение представления прокуратуры Красноярского района Самарской области о необходимости проведения работ по кадастровому учету земельного участка, занятого кладбищем. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является необходимым для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с установленными требованиями закона, действие уполномоченного органа по утверждению такой схемы само по себе не может нарушать прав и законных интересов административных истцов. Административных исковых требований о проверке законности самого распоряжения комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 18 октября 2018 года N 1804-3 по данному делу не заявлено. Нарушений прав административных истцов размещением кладбища не установлено, так как границы кладбища соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестр недвижимости, материалам инвентаризации земель, часть земельного участка за пределами границы земельного участка с кадастровым номером N предоставлена в пользование администрации сельского поселения Красный Яр для благоустройства территории кладбища.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя. Исходя из содержания административного искового заявления, пояснений административных истцов, существа заявленных требований, вопреки выводам судов, административные истцы не оспаривали саму процедуру принятия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет, а указывали на незаконность распоряжения, принятого комитетом управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области и ссылались на незаконность действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, без учета санитарно-защитной зоны, установленной для сельских кладбищ, Правил землепользования и застройки сельского поселения, Генерального плана сельского поселения.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план и Правила землепользования сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, в которых отображена зона с особыми условиями использования указанной территории кладбища, судом не исследовались.
Фактически заявленные требования административных истцов о незаконности распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и действий по постановке на кадастровый учет остались не рассмотренными судом, вместе с тем разрешение данных требований, исходя из предмета административного иска, было обязательным условием принятия судом законного и обоснованного решения.
Как следует из административного иска и указано в кассационной жалобе, исторические границы кладбища незаконно были расширены в сторону земельных участков, принадлежащих истцам.
В качестве доказательств административными истцами представлено заключение специалиста ООО "Самара-Эксперт" от 16 июля 2019 года N 412/19, согласно которому фактически площадь земельного участка, занятого кладбищем по вновь установленному забору составляет 13 678 кв.м, площадь земельного участка, занятого кладбищем по сведениям ЕГРН составляет 10 529 кв.м, расхождение составляет 3 149 кв.м. Расстояние от земельного участка Комковой Р.С. до участка занятого кладбищем уменьшилось с 92 м до 32 м, расстояние от земельного участка Мердеева Р.Т. с 48, 4 м до 10, 6 м (л.д. 197).
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Самарской области от 26 июля 2019 года по результатам проведенного административного обследования земельного участка с кадастровым номером N в ходе обмера земельного участка по внешним границам (забор из металлического штакетника зеленого цвета) установлено, что площадь фактически огороженной территории кладбища превышает оформленную на праве постоянного бессрочного пользования на 914 кв.м. и составляет 11 444 кв.м, установлены признаки самовольного занятия земельного участка.
Вместе тем вышеуказанному заключению специалиста ООО "Самара-Эксперт" и сведениям, представленным Управлением Росреестра по Самарской области, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, оценка не дана.
Распоряжение комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 9 января 2019 года N 3-з, которым администрации сельского поселения Красный Яр выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 126 кв.м, из категории земель населенных пунктов на срок 11 месяцев, с 9 января 2019 года по 9 декабря 2019 года, на которое ссылается суд первой инстанции в обоснование расширения границ кладбища в материалах дел отсутствует. Кроме того, судами не учтено, что территория, предназначенная для благоустройства кладбища также должна быть расположена в его границах.
Выводы суда о том, что не установлено нарушение прав административных истцов размещением кладбища в п. Линевой, поскольку границы кладбища соответствуют сведениям ЕГРН, материалам инвентаризации земель, являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 7.1.12 главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
При этом не указано, что данные санитарные правила распространяются только на вновь создаваемые, реконструируемые кладбища, в связи с чем судебная коллегия не может согласиться и с суждением суда о том, что санитарно-защитные зоны устанавливаются только в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и не распространяются на территории кладбищ, в связи с чем обязанностей по разработке проекта санитарно-защитной зоны не имеется.
Как следует из материалов дела, кладбище является действующим, захоронения продолжаются, территория кладбища расширяется, проект устройства кладбища не разрабатывался, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Таким образом санитарно-защитная зона кладбища устанавливается в силу предписания обязательных требований санитарных норм и правил, размер санитарно-защитной зоны устанавливается при разработке проекта санитарно-защитной зоны, разработка которого является обязательной, между тем решение судом принято без исследования указанных выше вопросов.
В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса).
Кроме того, в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства.
Как следует из заявленных административных требований административные истцы ссылаясь на незаконность распоряжения комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 18 октября 2018 года N 1804-з об утверждении схемы расположения земельного участка и постановке спорного земельного участка на кадастровый учет и как способ устранения нарушенных прав просили внести изменения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 63:26:1408013:167, установив местоположение земельного участка в соответствии со схемой расположения границ от 8 апреля 2019 года, выполненной ООО Фирма "Новатор".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства и отказывая в иске указал на то обстоятельство, что истцами выбран ненадлежащий способ зашиты права.
Вместе с тем правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления), что, в целом, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П.
При поступлении административного иска суд первой инстанции принял все заявленные административными истцами требования к рассмотрению.
Согласно действующему законодательству вид применимого судопроизводства определяет суд. В соответствии с частями 1 - 3 статьи 16.1 вышеуказанного Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
При предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие - по правилам гражданского судопроизводства, если их раздельное рассмотрение возможно, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При новом рассмотрении административного дела, суду следует учесть положения данной нормы и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Таким образом, при рассмотрении административного иска суд не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, апелляционной инстанцией, оставившей решение суда без изменения, не была дана надлежащая оценка указанным недостаткам решения суда, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 8 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 ноября 2019 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.