Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матыциной Е.И, судей Ляпина Н.А. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уханова А.Ю. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 года по административному делу N 2а-1633/2019 по административному исковому заявлению начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Уханова А.Ю,.
Заслушав доклад председательствующего Матыциной Е.И, заключение старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Уханова А.Ю.
Требования мотивированы тем, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Уханов А.Ю, осужденный Комсомольским районным судом г. Тольятти Самарской области 27 февраля 2018 года за совершение преступления, предусмотренного пунктом "в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 1 статьи 70 и части 4 статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанное преступление Ухановым А.Ю. совершено в период административного надзора с 29 июля 2016 года по 29 апреля 2018 года, установленного решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 июля 2016 года.
Окончание срока отбывания наказания Ухановым А.Ю. наступает 20 октября 2019 года. За время отбывания наказания Уханов А.Ю. зарекомендовал себя положительно.
Ссылаясь на положения статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", частей 2 и 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области просило суд установить Уханову А.Ю. административный надзор сроком на три года с ограничениями: запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить выезд за установленные судом пределы территории, без разрешения органов внутренних дел по месту жительства и пребывания.
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 августа 2019 года административные исковые требования удовлетворены частично. В отношении Уханова А.Ю. установлен административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, подлежащий исчислению со дня постановки на учет в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом в отношении Уханова А.Ю. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки на регистрацию 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 23.00 до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; запрещения посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запрещения выезда за пределы Самарской области без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Уханова А.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, поданной 14 января 2020 года через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области, Уханов А.Ю. просит отменить названные судебные акты.
В качестве доводов кассационной жалобы он указывает, что суд первой инстанции при принятии решения основывался на положениях статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", не применил положения статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на пункт 1 части 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", Уханов А.Ю. указывает, что административный надзор устанавливается только за теми лицами, которые признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Вопреки этому, Уханов А.Ю. освобожден из мест лишения свободы на основании статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушений не имеет. Приговором от 27 февраля 2018 года Уханов А.Ю. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 314 и частью 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, таким образом, наказание за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации, уже понесено. Уханов А.Ю. в кассационной жалобе просит учесть также требования Федерального закона от 1 октября 2019 года N 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 18 июля 2016 года в отношении Уханова А.Ю. установлен административный надзор сроком на 1 год и административные ограничения. Решение вступило в законную силу 29 июля 2016 года.
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 9 ноября 2016 года срок административного надзора в отношении Уханова А.Ю. продлен на три месяца, а решением того же суда от 22 февраля 2017 года - на 6 месяцев.
Приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти от 14 сентября 2017 года Уханов А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и осужден к "данные изъяты" месяцам лишения свободы, с применением статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации условно с испытательным сроком "данные изъяты" месяцев.
Приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти от 27 февраля 2018 года Уханов А.Ю. осужден за совершение 20 декабря 2017 года преступления, предусмотренного пунктом "в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 7 статьи 74 и части 1 статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, к "данные изъяты" году "данные изъяты" месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Окончание срока отбывания наказания 20 октября 2019 года.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 названного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Исходя из требований статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При таких обстоятельствах Уханов А.Ю, имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, подпадает под категорию лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор, в связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций об установлении в отношении него административного надзора являются правильными.
Иные требования законодательства о порядке установления административного надзора судом первой инстанции соблюдены. Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных Ухановым А.Ю. преступлений, данные о его личности и поведении в период отбывания в период отбывания наказания в местах лишения свободы, судебная коллегия находит обоснованными установленные в отношении него судом первой инстанции административные ограничения, как направленные на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Уханова А.Ю. в целях предотвращения совершения им новых правонарушений.
Довод кассационной жалобы об учете требования Федерального закона от 1 октября 2019 года N 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не может быть принят судебной коллегий, поскольку нормы, в которые указанным законом внесены изменения, возникшие правоотношения не затрагивают.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области просит установить Уханову А.Ю. административный надзор как злостному нарушителю внутреннего распорядка учреждения, а также о том, что судами не применены положения статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства заявителем жалобы.
Из сути административного искового заявления следует, что основанием заявленного требования об установлении административного надзора является совершение преступления в период административного надзора, за которое Уханов А.Ю. осужден и направлен к месту отбывания наказания.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Позиция Уханова А.Ю, изложенная в кассационной жалобе, направлена на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, при этом не содержит в себе доводов, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций и в связи с этим могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемых судебных постановлений.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Уханова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.