Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матыциной Е.И, судей Ляпина Н.А. и Фахрутдинова И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жинь Эдуарда Ивановича, действующего в интересах Пахоменко Н.С, на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 8 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 сентября 2019 года по административному делу N 2а-406/2019 по административному исковому заявлению Пахоменко Н.С. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И, объяснения представителя административного истца - Жинь Э.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пахоменко Н.С. (далее - административный истец) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что 19 ноября 2018 года административный истец обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Письмом от 25 декабря 2018 года в удовлетворении заявления Пахоменко Н.С. отказано на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 27, подпункта 11 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов "г", "д" части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях".
Административный истец считает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, поскольку принадлежащий Пахоменко Н.С. земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", и испрашиваемый ею земельный участок относятся к землям населенного пункта г.о. Жигулевск, из оборота земельные участки не изъяты.
В обоснование административных исковых требований она указывает, что с момента вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по настоящее время распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее по тексту - ФГБУ) "Национальный парк "Самарская Лука" не возражает против согласования границ перераспределяемого участка, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается решением от 8 мая 2018 года.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 8 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 10 сентября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, поданной 10 января 2020 года через Жигулевский городской суд Самарской области, Пахоменко Н.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что из приложений N 2 и N 3 Положения о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее по тексту - Минприроды России) от 25 февраля 2015 года, следует расположение земельного участка с кадастровым номером N площадью 250 кв.м и земельного участка площадью 279 кв.м, собственность на который не разграничена, территориально в п. Бахилова Поляна вне функциональной зоны хозяйственного назначения и соответственно границ особо охраняемой территории национального парка.
По сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок Пахоменко Н.С. и прилегающий к нему испрашиваемый земельный участок являются частью зоны с особыми условиями использования территории.
Ссылаясь на пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях", пункт 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138, Пахоменко Н.С. полагает, что охранная зона и вышеуказанные земельные участки находятся вне границы особо охраняемой территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Администрация г.о. Жигулевск в письменных возражениях на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений по настоящему административному делу не допущено.
Согласно положениям пункта 1 статьи 11.2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование новых земельных участков из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса.
Как следует из подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности (пункт 2 статьи 12 указанного закона).
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Отдельный перечень таких видов деятельности приведен в пункте 2 статьи 15 указанного Федерального закона.
Функции по управлению федеральным имуществом, согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденному Приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России" национальный парк "Самарская Лука" включен в указанный перечень под N 123 и передан в ведение Минприроды России.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 19 ноября 2018 года Пахоменко Н.С. обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в ее собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка площадью 529 кв.м, согласно которой площадь присоединяемого земельного участка составляет 279 кв.м.
Администрацией г.о. Жигулевск письмом от 25 декабря 2018 года N 9315-п Пахоменко Н.С. отказано в перераспределении земельных участков на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 27, подпункта 11 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов "г", "д" части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах национального парка "Самарская Лука", являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения. Также в оспариваемом ответе сообщено, что распоряжение земельными участками в границах национальных парков осуществляется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по согласованию с Министерством природы Российской Федерации.
Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании национального парка "Самарская Лука".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25 февраля 2015 года N 69 утвердило Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).
Приложение 1 к Положению содержит координаты поворотных точек границы национального парка "Самарская Лука" в системе координат МСК-63Г.
В пункте 3 вышеуказанного Положения о национальном парке "Самарская Лука", предусмотрено, что национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара. При этом в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (пункт 4).
Сведения о границах национального парка "Самарская Лука" как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН в 2012 году, вид объекта указан как "территория особо охраняемого природного объекта".
Испрашиваемый земельный участок площадью 279 кв.м и земельный участок с кадастровым номером N площадью 250 кв.м, расположенные в с. Бахилова Поляна, входят в границы национального парка "Самарская Лука".
Сведений об исключении территории с. Бахилова Поляна из состава земель национального парка "Самарская Лука" материалы дела не содержат.
Разрешая административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях", Земельным кодексом Российской Федерации, пришел к обоснованным выводам о том, что испрашиваемый земельный участок не подлежит передаче в частную собственность в силу прямого указания закона. Помимо этого, администрация г.о. Жигулевск не имеет законных полномочий на распоряжение федеральной собственностью.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, указал, что расположение земельных участков в границах населенного пункта и их относимость к категории земель - земли населенных пунктов не исключает принадлежности испрашиваемого земельного участка к особо охраняемым природным территориям, земли которых изъяты из оборота.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении кассационной жалобы не имеется, поскольку выводы судов являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Исходя из данных конституционных предписаний и требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению в целях обеспечения права каждого на охрану здоровья, предусмотренного статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации (определение от 24 октября 2019 года N 2834-О).
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории национального парка "Самарская Лука" все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с нахождением в границах национальных парков населенных пунктов (подпункт "д" пункта 2, пункт 4, пункт 6 статьи 15). Таким образом, законодатель предусмотрел возможность вхождения в границы национальных парков населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом действующее законодательство допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, включенных в состав земель особо охраняемых природных территорий, при их создании.
Земельные участки, включенные в границы с. Бахилова Поляна, расположенные в границах национального парка "Самарская Лука", являются федеральной собственностью.
Документов, подтверждающих отчуждение земельных участков из федеральной собственности, в материалах дела не имеется.
Порядок принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлен "Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянно (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2017 года N166.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказом Минприроды России от 25 февраля 2015 года N 69 "Об утверждении Положения о национальном парке "Самарская Лука" установлено, что вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка, согласовываются с Минприроды России.
У администрации г.о. Жигулевск Самарской области полномочий по распоряжению спорным (испрашиваемым) земельным участком не имелось, о чем указано в оспариваемом отказе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют, права, свободы и законные интересы административного истца отказом администрации г.о. Жигулевск не нарушены.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы и основаны на несогласии административного истца с результатами оценки судами имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, предполагают их переоценку, которая в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недопустима в кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные законом основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Жигулевского городского суда Самарской области от 8 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 сентября 2019 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Жинь Э.И, действующего в интересах Пахоменко Н.С, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.