Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Алексеева Д.В. и Габдуллина Р.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации муниципального образования Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 сентября 2019 года по административному делу N 2[1]а-431/2019 по административному исковому заявлению Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать мероприятия по ликвидации свалки твердых коммунальных (бытовых) отходов с последующем проведением рекультивации.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Смирновой В.Е, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Хлебниковой Е.В, судебная коллегия
установила:
в ходе проверки выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (далее - свалка) на земельном участке, расположенном в центральной части кадастрового квартала N в 2 километрах юго-восточнее от жилой застройки по адресу: "адрес", на территории выработанного карьера.
Принимая во внимание уточнение исковых требований, Бузулукский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Минприроды Оренбургской области), Министерству строительства и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Минстрой Оренбургской области), администрации муниципального образования Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (далее - администрация МО Красногвардейский сельсовет), администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области (далее - администрация МО Бузулукский район), обществу с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - ООО "Природа") с требованием организовать мероприятия по ликвидации свалки.
Также административным истцом заявлено требование о возложении обязанности на администрацию МО Красногвардейский сельсовет по проведению последующей рекультивации земли данного земельного участка.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2019 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие вышеуказанных административных ответчиков, с обязанием администрации МО Красногвардейский сельсовет, администрации МО Бузулукский район, Минприроды природы Оренбургской области, ООО "Природа" в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по ликвидации свалки. Также на администрацию МО Красногвардейский сельсовет и администрацию МО Бузулукского района возложена обязанность по рекультивации указанного земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минприроды Оренбургской области поставлен вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, поскольку вывод судов о бездействии Министерства не подтвержден материалами дела.
В кассационных жалобах администрации МО Красногвардейский сельсовет и МО Бузулукского района, аналогичных по своему содержанию, также поставлен вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, поскольку указанные органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 приведенного Кодекса).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Удовлетворяя исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности бездействия Минприроды и Минстроя Оренбургской области, администраций МО Красногвардейский сельсовет и МО Бузулукский район, а также ООО "Природа", с возложением обязанности организовать мероприятия по ликвидации свалки.
Между тем судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Приведенные законоположения являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту, не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.
Исходя из содержания административного иска, уточненного в судебном заседании (л.д. 200, т. 1), требование о признании незаконным бездействия административных ответчиков, в нарушение пункта 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не заявлялось.
Однако, вопреки заявленным требованиям суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, признал бездействие Минприроды и Минстроя Оренбургской области, администрации МО Красногвардейский сельсовет, администрации МО Бузулукский район и ООО "Природа" незаконным, тем самым выйдя за пределы заявленных требований. Также суд первой инстанции возложил обязанность по рекультивации земельного участка на администрацию МО Бузулукский район, при этом данное требование в отношении указанного административного ответчика не заявлялось.
Вместе с тем, признав бездействие Минстроя Оренбургской области незаконным, суд первой инстанции не принял решение по заявленному административным истцом требованию в отношении данного административного ответчика в части организации мероприятий по ликвидации свалки.
Доводы кассационных жалоб заслуживают внимания, поскольку, признавая бездействие Минприроды Оренбургской области незаконным, судебные инстанции не установили, какие именно обязанности не выполнены данным административным ответчиком по ликвидации свалки и какому нормативному правовому акту такое бездействие не соответствует. При этом судами сделан вывод, что размещение несанкционированной свалки на земельном участке свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления.
Возлагая обязанность по ликвидации свалки одновременно на два органа местного самоуправления - администрацию МО Красногвардейский сельсовет и администрацию МО Бузулукский район, судам следовало применить положения пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
При указанных обстоятельствах судебные постановления подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. При новом рассмотрении административного дела суду следует установить вышеуказанные обстоятельства и дать им оценку в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 сентября 2019 года отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.