Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Трух Е.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 02 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 г. по гражданскому делу N 2-228/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и признании права на досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонного) Гилязовой А.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование своих требований указала, что 08 августа 2018 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2019 г. "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонного) от 28 августа 2018 г. N 848 в назначении досрочной пенсии как медицинскому работнику ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа работы не менее 30 лет.
Не согласившись с принятым решением, уточнив исковые требования, просила суд включить в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды работы:
-с 01 января 1988 г. по 04 мая 1991 г. - в должности медицинской сестры палатной травматологического отделения (стационара хирургического профиля) в "данные изъяты", в том числе: с 23 мая 1989 г. по 30 сентября 1989 г.- отпуск по беременности и родам; с 01 октября 1989 г. по 23 января 1991 г.- отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;
-с 05 мая 1991 г. по 31 октября 1991г. - в должности цеховой медсестры "данные изъяты" на 0, 5 ставки (здравпункт) в "данные изъяты";
-с 01 ноября 1991г. по 14 августа 1992г. - в должности медицинской сестры по обслуживанию "данные изъяты" на 0, 5 ставки и "данные изъяты" на 0, 5 ставки (здравпункт) в "данные изъяты";
-с 17 августа 1992 г. по 30 сентября 2002 г. - в должности медицинской сестры цеховой службы санатория-профилактория, в здравпункте нефтестабилизационного производства в "данные изъяты";
-с 01 октября 2002 г. по 31 декабря 2003 г. - в должности медицинской сестры процедурного кабинета здравпункта в "данные изъяты"
-с 01 января 2004 г. по 11 августа 2008 г. - в должности медицинской сестры медицинской службы в "данные изъяты" ;
-с 12 августа 2008 г. по 07 августа 2018 г. - в должности медицинской сестры в здравпункте "данные изъяты";
-с 06 октября 1999 г. по 17 декабря 1999 г. - период нахождения на курсах повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию и произвести выплату с 08 августа 2018 г, то есть с момента ее обращения к ответчику с данными требованиями.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 02 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Включены ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды работы: с 01 января 1988 г. по 04 мая 1991 г. - в должности медицинской сестры палатной травмотологического отделения (стационара хирургического профиля) в "данные изъяты" в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, в том числе: с 23 мая 1989 г. по 30 сентября 1989 г.- отпуск по беременности и родам в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 месяцев; с 01 октября 1989 г. по 23 января 1991 г.- отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет в льготном исчислении: 1 год работы за 1год и 6 месяцев; за исключением: с 10 марта 1989 г. по 11 марта 1989 г.- отпуска без сохранения заработной платы; с 05 мая 1991 г. по 31 октября 1991 г. - в должности цеховой медсестры "данные изъяты" на 0, 5 ставки (здравпункт) в "данные изъяты" в календарном исчислении; с 01 ноября 1991 г. по 14 августа 1992 г. - в должности медицинской сестры по обслуживанию "данные изъяты" на 0, 5 ставки и "данные изъяты" на 0, 5 ставки (здравпункт) в "данные изъяты" в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонному) - отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение Отрадненского городского суда Самарской области от 02 июля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 г, принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении её иска полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 08 августа 2018 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2019 г. "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонного) от 22 августа 2018 г. N 848 в назначении досрочной пенсии как медицинскому работнику ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа работы не менее 30 лет.
Согласно данному решению специальный стаж истца составил 06 месяцев 12 дней.
В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение не засчитаны, в том числе периоды работы: с 17 августа 1992 г. по 30 сентября 2002 г. - в должности медицинской сестры цеховой службы санатория-профилактория, в здравпункте нефтестабилизационного производства в "данные изъяты"; с 01 октября 2002 г. по 31 декабря 2003 г. - в должности медицинской сестры процедурного кабинета здравпункта в "данные изъяты" с 01 января 2004 г. по 11 августа 2008 г. - в должности медицинской сестры медицинской службы в "данные изъяты" ; с 12 августа 2008 г. по 07 августа 2018 г. - в должности медицинской сестры в здравпункте "данные изъяты"; с 06 октября 1999 г. по 17 декабря 1999 г. - период нахождения на курсах повышения квалификации, Оспариваемые периоды работы подтверждаются сведениям трудовой книжки ФИО1, справкой N 265 от 15 декабря 2017 г.
Согласно справке N СНГ 02/3-34-10063 от 22 ноября 2017 г, справке N 31 от 10 июня 2019г, справке N 256 от 26 июня 2019 г, справке от 07 июня 2019 г, уточняющих характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда подтверждаются спорные периоды работы ФИО1 в "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты"
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) следует, что истец ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 31 октября 1997г, оспариваемые периоды ее трудовой деятельности представлены работодателем на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что согласно выпиской из индивидуального лицевого счёта истца не подтверждается факт работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из представленных суду учредительных документов "данные изъяты" - структурной единицы "данные изъяты" "данные изъяты" устава "данные изъяты" устава "данные изъяты" следует, что названные организации в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими организациями, основной их целью является извлечение прибыли, и они не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения.
Суд отклонил доводы истца о возможности применения пункта 6 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, со ссылкой на неправильное толкование норм материального права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам жалобы.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации в ныне действующей редакции, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 123.21), тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работала в коммерческих организациях, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Возможность зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях, не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке, пенсионным законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 6 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о структурных подразделениях организаций, относящихся к воинским частям. Однако истец работала в здравпунктах, которые не относились к категории здравпунктов воинских частей, в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вопреки доводам кассационной жалобы истца, к спорным отношениям не применимы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ФИО1 судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Отрадненского городского суда Самарской области от 02 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Трух
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.