Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Бросовой Н.В. и Семенцева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" о признании решения комиссии по определению стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственной гражданской службе Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" незаконным, понуждении включить в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации периоды работы.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, проверив материалы дела, судебная коллегия, установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что она является федеральным государственным гражданским служащим, работает в должности начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по "адрес" (далее по тексту - Управление). В 2002 г. истец окончила Оренбургский государственный аграрный университет, имеет высшее образование, присуждена квалификация: ученый агроном по специальности "Агрономия".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала на должности "агронома по средствам зашиты растений, специалиста по средствам защиты растений" в фитосанитарном отделе Федерального государственного учреждения "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"". В должностные обязанности ФИО1 входило, в том числе: составление расчетов потребности в пестицидах по районам и в целом по области, организация изучения технологии и регламентов применения пестицидов и правил техники безопасности при хранении, применении и транспортировке химических и биологических средств защиты растений, ведение учета наличия пестицидов на базах области и у землепользователей; контроль за своевременным завозом пестицидов, выделяемых области, обеспечение ведения землепользователями журналов учета - прихода и расхода пестицидов и журналов учета их применения по полям. В общей сложности в указанной выше должности она проработала 01 год 04 месяца 20 дней.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, созданы территориальные органы - управления Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору. Этим же приказом установлено, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и химикатов, обеспечения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных растений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов.
Согласно норм Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес", утвержденного приказом Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ N, действующему на момент трудоустройства истца Управление осуществляет функции по контролю и надзору использования пестицидов и агрохимикатов, контролирует и надзирает за: выполнением юридическими лицами и гражданами нормативных правовых актов в области использования пестицидов и агрохимикатов, контролирует и надзирает за соблюдением безопасности и применения, транспортировке и хранении пестицидов и агрохимикатов, регламентов их применения, контролирует и надзирает за юридическими лицами и гражданами использования пестицидов и агрохимикатов. Согласно штатному расписанию Управления на 2005 г, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, в Управлении был создан отдел надзора в области защиты растений и агрохимии.
В Управлении истец работает с ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказу N-к она была принята на государственную должность Федеральной государственной службы - ведущим специалистом отдела надзора в области защиты растений и агрохимии.
Основным критерием в назначении ее на должность ведущего специалиста отдела надзора в области защиты растений и агрохимии Управления, помимо соответствующего образования, явился опыт и полученные знания в ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"" в области защиты растений. Кроме того, опыт и профессиональные знания, полученные в период работы в ФГУ, ей и руководству Управления был необходим на новом месте работы, поскольку образованная в феврале 2005 "адрес" служба - Управление Россельхознадзора по "адрес" нуждалась в квалифицированных кадрах, а своих в то время не имела и не подготавливала.
Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" и приказу Минсельхозпрода Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Федеральном государственном учреждении "адрес" станции защиты растений в "адрес"", ее работа в ФГУ относится к Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и санитарному надзору" Россельхознадзор Российской Федерации был наделен полномочиями по контролю и надзору в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Согласно статье 2 вышеуказанного Положения, Россельхознадзор Российской Федерации находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. ФГУ и Управление Россельхознадзора по "адрес" находились в ведении Минсельхоза Российской Федерации.
Впоследствии, согласно статье 14 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", полномочия в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, были переданы от ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"" Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес".
Таким образом, функциональные обязанности истца как в ФГУ, так и в Управлении касались одной основной задачи: контроль и надзор за использованием пестицидов и агрохимикатов юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", определено, что отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Согласно пункту 9 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н "Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации, периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к руководителю Управления с заявлением о включении в стаж федеральной государственной гражданской службы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "специалиста по средствам защиты растений" в Федеральном государственном учреждении "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"".
Решением комиссии по определению стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственной гражданской службе Управления Россельхознадзора по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении периода работы в ФГУ в стаж федеральной государственной гражданской службы. Основным доводом комиссии при отказе является то, что опыт и знания, приобретенные в вышеуказанный период работы в ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Оренбургской" в должности специалиста по средствам защиты растений ФИО1 в настоящее время напрямую не связаны и не влияют на выполнение должностных обязанностей начальника отдела государственного земельного надзора в соответствии с должностным регламентом. Другим основанием для отказа, по мнению комиссии, явился факт отсутствия в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы организации Федеральное государственное учреждение "Федеральной государственной территориальной станции защиты растений в "адрес"", а также должности агронома по средствам защиты растений.
Тот факт, что ФГУ и ее бывшая должность "агронома по средствам защиты растений, специалиста по средствам защиты растений" отсутствует в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, не может быть законным основанием для отказа, поскольку законодатель предусмотрел возможность включения времени работы в данном конкретном случае, в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации.
С учетом изложенного, ФИО1 просила суд: признать незаконным решение комиссии по определению стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" об отказе включения в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации истца периода работы в Федеральном государственном учреждении "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес""; обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" включить в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации периоды работы истца в Федеральном государственном учреждении "Федеральная станция защиты растений в "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами недостаточно исследованы представленные истцом доказательства и им не дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" ФИО3 возражал против удовлетворения кассационной жалобы, обжалуемые судебные постановления полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Истец ФИО1, а также представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в 2002 г. ФИО1 окончила Оренбургский государственный аграрный университет, имеет высшее образование, присуждена квалификация: ученый агроном по специальности "Агрономия".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала на должности "агронома по средствам зашиты растений, специалиста по средствам защиты растений" в фитосанитарном отделе Федерального государственного учреждения "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на государственную должность Федеральной государственной службы ведущим специалистом отдела защиты растений и агрохимии в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес". ДД.ММ.ГГГГ она переведена на государственную должность главным специалистом отдела надзора в области защиты растений и агрономии, приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена с ДД.ММ.ГГГГ на государственную должность Федеральной государственной службы заместителем начальника отдела госконтроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, за безопасным применением пестицидов, агрохимии и защиты растений; ДД.ММ.ГГГГ переведена на государственную должность главного специалиста-эксперта того же отдела в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ДД.ММ.ГГГГ переведена на государственную должность заместителя начальника отдела земельного контроля; ДД.ММ.ГГГГ отдел земельного контроля переименован в отдел государственного земельного надзора; с ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена начальником отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по "адрес" (далее по тексту - Управление), работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к руководителю Управления с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "специалиста по средствам защиты растений" в Федеральном государственном учреждении "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"".
Решением комиссии по определению стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственной гражданской службы Управления Россельхознадзора по "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении периода работы в ФГУ в стаж государственной гражданской службы. Отказ мотивирован отсутствием в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы организации Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"", а также должности агронома по средствам защиты растений и, кроме того, опыт и знания, приобретенные в вышеуказанный период работы в Федеральном государственном учреждении "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"" в должности специалиста по средствам защиты растений ФИО1, в настоящее время напрямую не связаны и не влияют на выполнение должностных обязанностей начальника отдела государственного земельного надзора в соответствии с должностным регламентом.
Согласно материалам дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала на должности "агронома по средствам защиты растений" Федерального государственного учреждения "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"".
Из трудового договора, заключенного между истцом и Федеральным государственным учреждением "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"", следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность "специалиста по средствам защиты растений", в обязанности работника входит: составление расчетов потребности пестицидов по районам и области, делает свод заявок на пестициды, составляет график проверки хранения пестицидов, составляет отчеты. Трудовой договор подписан начальником ФИО4, но печати и даты заключения договора в нем не имеется.
В соответствии с должностными инструкциями "специалиста по средствам защиты растений", утвержденными начальником ФГУ "ФГТ станция защиты растений в "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности истца входило: составляет расчеты потребности в пестицидах по районам и в целом по области; делает свод заявок районных станций защиты растений на пестициды, проверяет реальность заявок и своевременность их представлений; составляет сводную ведомость (книга N) потребности в химических и биологических средствах защиты растений, десикантах и ретардантах, организует изучение технологии и регламентов применения пестицидов и правил безопасности при хранении, применении и транспортировке химических и биологических средств защиты растений; составляет квартальную и годовую отчетность о движении пестицидов и индивидуальных средств защиты и отчитывается перед Управлением растениеводства, химизации и растений Российской Федерации в установленные сроки; организует и принимает участие в проведении демонстрационных опытов с новыми пестицидами, а также в определении биологической их эффективности; в оперативный период ведет учет наличия пестицидов на базах области и у землепользователей; контролирует своевременный завоз пестицидов выделяемых области; обеспечивает ведение землепользователями журналов учета прихода и расхода пестицидов и учета их применения по полям.
Специалист по средствам защиты растений должен знать приказы, распоряжения, методические указания, рекомендации, инструкции и другие руководящие документы по вопросам защиты растений, энтомологию, фитопатологию, методы и средства борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, технологию обработки сельскохозяйственных культур, семян пестицидами и биопрепаратами, требования по технологии и технике безопасности при хранении, транспортировке и применении химических и биологических средств, действующие стандарты на средства защиты растений, законы "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда", Рекомендации по технике безопасности при работе с пестицидами и другими средствами защиты растений в организациях и предприятиях государственной службы защиты растений.
Из штатных расписаний ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"" на 2003 г. и 2004 г. усматривается, что имеется должность агронома, на 2005 г. агроном и агроном по средствам защиты растений.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности агронома по средствам защиты растений. Должностные обязанности по должности агронома по средствам защиты растений в материалы дела не представлены.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности агронома по средствам защиты растений Федерального государственного учреждения "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"", перечнем в период 2003-2005 г.г. возможность включения в стаж гражданской службы периодов замещения должностей в федеральных государственных учреждениях (не государственных органах), в которых не предусматривалась государственная служба (государственная гражданская служба) в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) и Федерального закона N 79-ФЗ (действующего с ДД.ММ.ГГГГ), не предусмотрена; в должностном регламенте начальника отдела государственного земельного надзора Управления, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент подачи заявления и на сегодняшний день, не установлено требований к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; выводы членов Комиссии о том, что опыт и знания, приобретенные ФИО1 в вышеуказанный период работы в Федеральном государственном учреждении "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в "адрес"" в должности специалиста по средствам защиты растений, в настоящее время напрямую не связаны и не влияют на выполнение должностных обязанностей начальника отдела государственного земельного надзора в соответствии с должностным регламентом обоснованны.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статья 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федераций", Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации") и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка представленным истцом доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
С.А. Семенцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.