Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Якушевой Е.В. и Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу "адрес" государственного казенного учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в "адрес"" на решение Вятскополянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 и ФИО2 к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в "адрес"" и Министерству социального развития "адрес" о признании незаконным отказа включить в Сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, проверив материалы дела, судебная коллегия, установила:
Истцы обратились в суд с иском Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в "адрес"" (далее по тексту - КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"") и Министерству социального развития "адрес" о признании незаконным отказа включить в Сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, мотивируя тем, что ФИО4 являлся участником боевых действий в Северо-Кавказском регионе, награжден медалью "имени Жукова", ему выдано удостоверение ветерана боевых действий. Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО4 поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер и был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как вдова умершего ветерана боевых действий, повторно обратилась в Администрацию "адрес" с заявлением о включении ее в список получателей субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья в собственность. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты в "адрес" известило ФИО1 о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, как вдову умершего ветерана боевых действий и включении в сводный реестр на 2012 год. Однако, ДД.ММ.ГГГГ КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" отказало истцам в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с отсутствием оснований для включения их в сводный реестр получателей субсидий по "адрес", поскольку удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий выдано ФИО1 после ДД.ММ.ГГГГ
Полагая указанный выше отказ незаконным, истцы просили суд: признать незаконным решение КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" об отказе включить их в сводный реестр, дающий право на получение субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья в собственность; а также обязать ответчика предоставить им единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилого помещения.
Решением Вятскополянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены, решение КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе включить ФИО1 и ФИО2 в Сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья признано незаконным; Министерство социального развития "адрес" обязано включить истцов в Сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья как членов семьи умершего ветерана боевых действий и предоставить им жилищную субсидию на приобретение или строительство жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В кассационной жалобе КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Представитель КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"", истцы ФИО1 и ФИО2, а также представители Министерства социального развития "адрес" и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 является членом семьи умершего ветерана боевых действий ФИО4 на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ). ФИО2 является дочерью ФИО4, обучается Автономном профессиональном образовательном учреждении Удмуртской Республики "Ижевский политехнический колледж", является студентом 3 курса группы ДОУ-161, форма обучения очная, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Администрацию "адрес" с заявлением о признании его и членов его семьи: жены ФИО1 и дочери ФИО2, нуждающимися в улучшении жилищных условий, с последующей постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией Администрации "адрес", семья ФИО4, проживающая по адресу: "адрес", поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с его смертью на основании постановления главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как вдова умершего ветерана боевых действий, повторно обратилась в Администрацию "адрес" с заявлением о включении ее в список получателей субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья в собственность.
В соответствии с сообщением КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 поставлена на очередь для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, как вдова умершего ветерана боевых действий. Истец уведомлена, что она будет включена в Сводный реестр на 2012 г, мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета будет предоставлена согласно очередности.
Обоснованность постановки ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ подтверждена письмом Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором указано, что ФИО4 - ветеран боевых действий, умерший ДД.ММ.ГГГГ, был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из трех человек (заявитель, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). После смерти ФИО4 на учет принята ФИО1 вместо умершего мужа, то есть за членами семьи, которые состояли на учете, в том числе и за дочерью ФИО2 было сохранено право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ФИО2 продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как член семьи матери ФИО1
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ письмом КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"" ФИО1 и ФИО2 отказано во включении их в Сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья с указанием на то, что удостоверение, подтверждающее право на льготы, как члена семьи умершего ветерана боевых действий, выдано ФИО1 после ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что мера социальной поддержки в виде обеспечения истцов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных истцами требований.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 3 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ).
Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусматривались статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, в том числе, право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда нуждающимся в улучшении жилищных условий, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица, вставшие на учет после 01 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 01 августа 2006 г. N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" (далее по тексту - Закон Кировской области от 01 августа 2006 г. N 32-ЗО) предоставление ветеранам боевых действий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата) или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закон Кировской области от 01 августа 2006 г. N 32-ЗО для ветеранов боевых действий размер социальной выплаты рассчитывается как произведение 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Кировской области, установленную в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закон Кировской области от 01 августа 2006 г. N 32-ЗО сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета формируется и ведется уполномоченным органом (в данном случае Министерством социального развития Кировской области) на основании полученных органов местного самоуправления списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
На основании списков органов местного Министерством социального развития Кировской области формируется Сводный реестр, в соответствии с которым выделяются средства из федерального бюджета на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
При выделении денежных средств из федерального бюджета приказом министерства социального развития Кировской области утверждается список лиц, которым предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения согласно очередности.
По смыслу приведенных выше нормативных положений в их системном толковании Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлены аналогичные меры социальной поддержки по обеспечению жильем, как ветеранов боевых действий, так и членов семей умерших ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01 января 2005 г, а также одинаковый механизм их реализации. При этом, обязательным условием получения социальной выплаты за счет федерального бюджета является постановка на учет в качестве нуждающегося до 01 января 2005 г.
Как следует из материалов дела условие о постановке на учет в качестве нуждающихся до 01 января 2005 г. истцами соблюдено, ФИО1 вместе с дочерью ФИО2 состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, являются членами семьи умершего ветерана боевых действий.
То обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ истцы были приняты на учет в качестве членов семьи ветерана боевых действий, а в последующем, в связи со смертью ФИО4, уже после названной выше даты, были приняты на учет как члены семьи умершего ветерана боевых действий, не влечет лишения их права на получение предусмотренных законодательством о ветеранах мер социальной поддержки, поскольку право на их получение приобретено ими в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что мера социальной поддержки в виде обеспечения истцов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные истцами требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену постановленных судебных актов, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных сторонами по делу доказательств в их совокупности. Указанные доводы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы КОГКУСЗ "МУСЗН в "адрес"".
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вятскополянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" государственного казенного учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в "адрес"" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Якушева
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.